| |
Наиболее значимым для нас достижением является победа в
конкурсе приоритетного национального проекта "Образование" 2006 года. Проект
содержит в себе несколько направлений. Перед знакомством с темой
исследовательской работы школы в
рамках проекта, понимания сути и роли наиболее высокой номинации - “Поддержка и
развитие лучших образцов отечественного образования” - следует представлять
критерии отбора образовательных учреждений.
“Высокое качество результатов обучения и воспитания” требует полноты
реализации учащимися школы требований стандарта, а также постановки и успешности
достижения актуальных инновационных целей общего образования; наличия
положительной динамики в результатах обучения и воспитания школьников. При этом
наиболее высокой оценки экспертов заслужили те учреждения, в программах развития
которых определены и в практике успешно реализуются качественно новые
прогрессивные цели развития общего образования.
“Эффективное использование современных образовательных технологий, в том
числе информационно-коммуникационных, в образовательном процессе”
рассматривалось как ключевое условие повышения качества образования, снижения
нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени.
Критерий “Обеспечение доступности качественного образования”
предусматривал осмысление характера реализуемых образовательных программ;
наличие вариантов программ для разных групп школьников, т.е. полноту
удовлетворения образовательных запросов детей; качество реализации программ,
которое, в свою очередь, обусловливается качеством преподавания, зависящем от
мастерства и заинтересованности учителей в достижении высоких результатов.
Важные составляющие критерия: преемственность и завершенность реализации
программ; выполнение школой Закона об образовании Российской Федерации,
гарантирующего ребенку право на получение образования в любом ОУ; наличие
открытых и прозрачных процедур зачисления учащихся на все ступени школьного
образования и во все классы, согласно имеющемуся в школе количеству посадочных
мест, и наличием у родителей и учащихся возможностей для выбора образовательной
программы и т.д.
Критерий “Продуктивность реализации программы развития учреждения”
требовал достижения целей программы развития в соответствии с установленными в
ней планами и показателями результативности, а также содержательного
соответствия Концепции модернизации российского образования и Приоритетным
направлениям развития образовательной системы Российской Федерации.
“Сочетание принципов единоначалия с демократичностью школьного уклада”
опирается на реализацию базовых демократических ценностей, осуществляемых в
современной школе через создание системы общественно-государственного управления
и работу ее органов; через содержание и технологии обучения и воспитания
школьников, основанные на отношении к ребенку как субъекту
учебно-воспитательного процесса.
“Отсутствие отрицательной динамики состояния здоровья обучающихся” -
важнейший критерий оценки деятельности ОУ Края, конечно, в полной мере не
отразил положение дел, но заставил школы обратить пристальное внимание на
динамику состояния здоровья. Трудно полагаться на оценку, которую делали сами ОУ,
однако в дальнейшем следует потребовать проведение мониторинга состояния
здоровья учащихся всех возрастных групп по основным видам заболеваний, по
которым ведется учёт. Важно, что для участия в конкурсе требовалось наличие в
программе развития школы целей и разделов, содержащих меры поддержания и
улучшения здоровья школьников. Надеемся, что это даст свои положительные плоды.
Еще один критерий “Позитивное отношение родителей, выпускников и местного
сообщества к учреждению” так же работает в большей мере на перспективу,
поскольку требует измерения отношения родителей, выпускников и местного
сообщества к ОУ, формируется на основании оценки наиболее значимых параметров,
связанных с обучением и пребыванием ребенка в школе: качества обучения (по
предметам и ступеням обучения); степени подготовленности выпускников школы к
поступлению в престижные вузы; качества преподавания, общей культуры и
компетентности педагогических кадров; отношения к ребенку со стороны учителей и
одноклассников, комфортности психологического климата в школе; уровня дисциплины
и безопасности условий пребывания в школе для жизни и здоровья ребенка; наличия
условий для дополнительного образования; организации питания.
Критерий “Обеспечение условий безопасности” в наши дни является
чрезвычайно актуальным. Под безопасностью в проекте понимается общая
совокупность безопасных для жизни и здоровья учащихся условий в ОУ и усилия
школы по формированию культуры безопасности в образовательной среде и социуме.
Наивысших баллов заслужили школы, имеющие минимальное в сравнении со средними по
региону, количество чрезвычайных ситуаций, случаев травматизма и др.; проявившие
активность в формировании способностей учащихся и педагогов к действиям в
экстремальных ситуациях; комплексно решающие проблемы безопасности, а также
имеющие положительную динамику изменения показателей по данному критерию.
Критерий “Участие в муниципальных, региональных и федеральных фестивалях,
конкурсах, смотрах” стимулировал школы к воспитанию и поддержке одаренных
детей, а “Создание условий для внеурочной деятельности обучающихся и
организации дополнительного образования” - к созданию всех необходимых
условий их разностороннего развития и положительной социализации.
(Критерии оценки взяты из сборника:
Инновационные школы Пермского края (победители конкурса национального проекта
"Образование" 2006 года). Сборник материалов. / Составители: Гутник Г.В.,
Ведерникова Н.Н., Мурыгина Г.В. - Пермь, 2006).
|