По критериям номинации составлена презентация (продемонстрирована на защите школы в рамках проекта). С условиями её просмотра следует ознакомиться у директора

Тема исследования: “Обеспечение нового качества образования в условиях преемственного индивидуально-дифференцированного обучения”. Под качественным образованием пони­мается такое, которое

а) имеет целью максимальное развитие каждой личности;

б) обеспечивает создание условий для максимального раскрытия творческого потенциала учителя, комфортных условий для развития личности ребенка;

в) организует введение в учебно-воспитательный процесс нового содержания образования, новых методик обучения, воспитания и диагностики уровня усвоения знаний и навыков;

г) в результате готовит выпускника, способного к адаптации и самореализации в изменяющемся обществе; сохранению собственного здоровья и высокой работоспособности в неблагоприятных условиях жизни и труда; осознанному профессиональному выбору с учетом потребностей района в кадрах начальной, средней и высшей квалификации; творческому решению задач взаимосвязи традиций и инноваций в жизненных ситуациях, в учебе, в семье, в труде.

Инновационный опыт связан с реализацией модели адаптивной школы. Разрабатывались различные аспекты преемственности (в частности, по вопросу “сельская школа – вуз” имеется ряд публикаций и выступлений на конференциях и совещаниях различного уровня); школа активно овладевает методами и формами внутренней и внешней дифференциации, занимается вопросами профессионального самоопределения; осуществляет целенаправленную деятельность с детьми из социально-проблемных семей и т.п. Накоплен многолетний опыт использования тестовых контрольно-измерительных материалов при оценке уровня обученности учащихся. Опыт школы неоднократно представлялся на районных семинарах и совещаниях.

С 2002 года школа принимает участие в региональном эксперименте по обновлению содержания и структуры общего образования, осуществляет опытную работу на всех трех ступенях обучения, в т.ч. и по профилизации старшей ступени, является опорной школой района по проблеме преемственности.

За время эксперимента осуществлялась опытно-экспериментальная работа по следующим направлениям. В начальной школе:

  • отра­ботка общеобразовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих пере­грузки и сохраняющих здоровье школь­ников (система РО Л.В. Занкова, УМК Н.Ф. Виноградовой);

  • отработка системы оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения;

  • обучение иностранному языку и информатике;

  • организация разных форм совместности в учебном процессе и изменение позиции учителя.

В основной школе:

  • организация профориентационной работы;

  • предпрофильная подготовка учащихся VII—IX классов;

  • разработка механизмов психологической поддержки подростков;

  • апробация системы мер, позволяющей учащимся эффективно адаптироваться при переходе в основную ступень (V класс) и выходе из нее (X класс).

В старшей школе:

  • отработка вариантов учебных планов для X-XI классов в условиях профилизации;

  • подготовка к организации новых форм учебной работы учащихся на основе индивидуальных учебных планов;

  • апробация элективных курсов различных видов.

На локальном уровне исследование проблем:

  • освоение современных образовательных методик и технологий;

  • совершенствование содержания и методов обучения, направленное на сохранение и развитие индивидуальности ребенка: развитие детских инициатив в различных видах учебной деятельности и во внеучебных занятиях.

Результаты работы были представлены на проведённых в школе семинарах для различных категорий педагогов и руководителей; в отчетах управлению образования района.

Принципы инновационной образовательной деятельности:

1) гуманистическая направлен­ность преобразований - во главу угла всех изменений в содержании и организации образова­тельного процесса необходимо поставить интересы ученика;

2) постепенность - переход на инновационные образовательные программы не является краткосрочной компанией, а перспективным длительным процессом изменения качества общего образования;

3) опережающее создание условий - переход осуществляется только при наличии необходимого комплекса условий: существовании запроса учащихся и родителей, материально-технических, учебно-методических, кадровых, финансовых и др.;

4) приоритет основного общего образования - эффективность образовательного процесса в средней школе находится в прямой зависимости от качества учебной, воспитательной, профориентационной работы основной школы;

5) структурное единство содержания образования - обеспечение взаимосвязи и преемственности инвариантного и вариативного (регионального, школьного, ученического) компонентов учебного плана;

6) элективность образовательных программ - качественное обучение возможно только при создании системы элективных курсов (курсов по выбору) в

основной и старшей школе;

7) межведомственная интеграция - оптимальное организационно-экономическое построение профильного обучения возможно на основе взаимодействия учреждений общего, начального, среднего и высшего профессионального образования.

Основные подходы. Внедрение компетентностного подхода позволит в значительной мере реализовать лично ориентированный, деятельностный и практико-ориентированный подходы в образовательном процессе, поскольку выделение компетенций в содержании учебных предметов определяет ориентиры в отборе тех знаний и умений, которые наиболее значимы для формирования ценностных ориентаций, будут востребованы в жизни самого ученика.

Индивидуально-дифференцированный подход осуществляется не только через органи­зацию учебного материала, доступного тому или иному ученику, но и через более гибкие дифференцированные формы для проявления индивидуальности как уникальности, неповторимости, оригинальности, самореализации. Дифференциация достигается созданием однородных групп (классов) учащихся по способностям, интересам, склонностям и организацией в группах (классах) однородной среды, предметно и социально ориентированной. Индивидуализация достигается за счет дифференцированных заданий, индивидуального подхода к каждому ученику, организацией в классах неоднородной обучающей среды, предметно и социально жестко не ориентированной, но преследующей задачу разностороннего развития каждого ребенка через систему различных курсов по выбору, факультативов.

Таким образом, в школе создается вариативное образовательное пространство, характери­зующееся видовым разнообразием классов и использованием в них различных программ и педагогических технологий, как общеразвивающих, так и специализированных. Решающее значение играет преемственность между всеми ее ступенями: от сформированности обще­учебных умений зависят результаты обучения во второй ступени школы, затем это сказывается на системности знаний выпускников школы, качестве их профильной подготовки. В этом плане необходимо усилить практическую ориентацию и инструментальную направленность образо­вания, что означает: достижение оптимального сочетания фундаментальных и практических знаний; направленность образовательного процесса не только на усвоение знаний, но и на развитие способностей мышления, выработку практических навыков; изучение процедур и технологий, изменить методы обучения, расширив вес тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения; поднять роль самостоятельной работы учащихся.

Для достижения нового качества образования на каждой степени обучения должны решаться следующие задачи.

На первой ступени наряду с развитием младшего школьника необходимо обеспечить его способами и умениями учиться. В качестве средств решения этой задачи рассматриваются частные педагогические технологии совершенствования общеучебных умений (СОУ), репродуктивной учебной деятельности:

  • технология подготовки психики первоклассника к развитию речи;

  • технология достижения оптимального чтения;

  • технология увеличения скорости письма и вычислений;

  • классический и самарский вариант обучению пересказу;

  • технология обеспечения понимания;

  • технология обучения конспектированию;

  • технология повышения орфографической грамотности;

  • технологии систематизирующего повторения;

  • технология развития лаконичности речи;

  • технология становления логичности речи;

  • иллюстрирование тетрадей;

  • создание зон повышенного внимания;

  • технологии работы с текстом (понимание, интерпретация, классификация; просмотровое, аналитическое, поисковое, выборочное чтение).

На второй ступени, рассматриваемой нами как определяющий этап школьного обучения, продолжается работа над совершенствованием общеучебных умений и репродуктивной учебной деятельностью. Одним из самых опасных разрывов, существующих в основной школе, является несоответствие между достигнутым в данный момент уровнем обученности школьника и уровнем предлагаемой ему учебной деятельности. В результате учебная деятельность оказывается непосильной для одних детей и неинтересной и бессмысленной для других. Объективная диагностика уровня обученности на последовательных этапах основного обучения даёт шанс преодолеть данный разрыв. Представляется целесообразным организовать работу по накоплению личных достижений учащихся, целенаправленно используя при этом как возможности школьного компонента учебного плана, так и дополнительного образования. При этом мы учитываем и существующий опыт организации углубленного изучения различных предметов, и возможность предоставления учащимся более широкого деятельностного режима, способствующего самооценке своих склонностей и способностей, и более продолжительную индивидуальную работу по профильной ориентации. В этом случае роль VIII и IX классов в выборе профиля будет более осознанной и ответственной.

На третьей ступени планируется создание профильных классов (групп) по тем направлениям, которые уже зарекомендовали себя в течение ряда лет и подтверждены соответствующими результатами. Это классы гуманитарные (со специализацией по филологии и географии) и естественно-математические (со специализацией по математике, биологии и химии). В то же время, такая многопрофильность не должна носить раз и навсегда заданный характер, а для каждого нового поколения девятиклассников принимать форму, соответствующую их интересам и склонностям. (В одном случае не будет математической специализации, в другом - химико-биологической и т.п.).

Результаты деятельности могут быть объективно зафиксированы по следующим показателям:

  • увеличение количества детей в возрасте 5-6 лет, получающих дошкольное образование;

  • предупреждение неуспевающих и второгодников в начальной школе;

  • повышение функциональной грамотности выпускников общеобразовательной школы (рост уровня грамотности чтения, математической грамотности, естественно-научной грамотности учащихся) по результатам тестирования;

  • увеличение количества учащихся, занимающихся по профилированным программам;

  • увеличение количества учащихся с предпрофильной подготовкой;

  • снижение различий между нашим (сельским) и городским выпускником (по результатам единого государственного экзамена);

  • увеличение количества учащихся в возрасте до 15 лет, обучающихся по программам дополнительного образования;

  • увеличение количества учащихся в возрасте 17-18 лет, успешно завершивших полное среднее образование.




 МОУ Бабкинская средняя общеобразовательная школа
Администратор сайта [e-mail]
Последнее обновление: 18.06.2012.

Хостинг от uCoz