| |
Психопрофилактическая работа с детьми «группы риска»
по программе «Становление»
Подростковый возраст характеризуется бурными процессами физического развития,
полового созревания и формирования личности.
Подросток начинает осознавать себя личностью, сравнивает себя с окружающими,
сверстниками, что стимулирует его к самовоспитанию. В это время формируется и
даже может резко измениться его характер. Подросткам нравятся острые ощущения;
они любопытны, не могут прогнозировать, стремятся к независимости. Все это
относится к подростковому возрасту вообще, но есть определенная категория
подростков, у которых перечисленные качества проявляются резче, что приводит их
к противостоянию с окружающими, к конфликтам с ними и даже к противоправным
действиям.
Они не любят трудиться, не способны к волевым усилиям, систематическим занятиям,
часто нарушают дисциплину, конфликтуют с учителями, со сверстниками, с
родителями, иногда бросают школу, курят, пьют, бродяжничают, употребляют
наркотики, нарушают законы и считают себя неудачниками. Такие подростки
относятся к «группе риска». Эта группа несовершеннолетних, выделенная на
основании определенного набора социально-демографических, личностных и
психологических признаков, характеризуется большой склонностью к злоупотреблению
ПАВ, безнадзорным образом жизни, совершением правонарушений. Поэтому так важно
сегодня создать среду, свободную от условий, деформирующих сознание подростка,
порождающих отклоняющее поведение.
Работа направлена на оздоровление условий школьного воспитания, на
индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности «трудного подростка»,
а также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.
Во время занятий по программе «Становление» увеличивается пространство, в
котором подростки могут развивать свою активность, демонстрировать те качества,
которые часто остаются невостребованными основным образованием.
Цель программы: формирование здорового жизненного стиля и высокоэффективных
поведенческих стратегий и личностных ресурсов у подростков.
Задачи: 1.Вовлечение подростков в позитивную деятельность, адекватную их
интересам, способностям и психическому состоянию.
2.Сдерживание вовлечения подростков в употреблении наркотических средств за счет
пропаганды здорового образа жизни.
3.Изменение ценностного отношения подростков к наркотикам, формирование личной
ответственности за свое поведение.
4.Увеличение степени самостоятельности детей и подростков, их способности
контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы.
Программа рассчитана на два года.
Данная программа имеет связь с такими дисциплинами как литература, история,
психология, этика.
Ключевыми понятиями программы являются личность, конфликт, самооценка, характер,
правило, согласие, здоровье, вредные привычки, преступление, закон,
толерантность.
Учебный материал разделен на 4 раздела.
Раздел 1. Я и мы.
Предлагаемый цикл занятий на первом этапе призван оказать помощь учащимся в
снижении тревожности, научиться пользоваться поддержкой окружающих и, в свою
очередь, оказывать помощь другим, видеть свои сильные и слабые стороны,
принимать себя и совершенствовать.
В ходе занятий подростки смогут почувствовать свое формирующееся «Я» как часть
общего «МЫ», увидеть и суметь воспользоваться ресурсами, которые дает человеку
ближайшее окружение.
Раздел 2. Я познаю себя.
Важнейшей задачей на этом этапе работы является поиск себя, узнавание своего
«Я». Подросток словно заново знакомится с самим собой, делает открытие, что Я-
это не только внешние характеристики, но и неповторимый внутренний мир с
уникальными мыслями, чувствами, надеждами и желаниями.
Основной задачей и главным интересом человека в этот период является познание
самого себя.
Раздел 3. Я управляю собой.
Основной задачей цикла этих занятий является формирование навыков саморегуляции.
Опыт, который дети приобретут на занятиях, поможет им научиться справляться со
стрессом, прогнозировать результаты своего поведения, конструктивно
взаимодействовать с окружающими.
Раздел 4. Я в обществе.
Основная задача цикла этих занятий заключается в уникальности каждого человека,
почему одни и те же вещи и явления люди воспринимают по-разному, для чего
придумано столько правил и инструкций, как противостоять давлению со стороны,
как не стать жертвой насилия или наркотиков.
Прогнозируемый результат реализации программы
1.Формирование у подростков нравственных качеств, чувства эмпатии, представлений
об общечеловеческих ценностях, ЗОЖ.
2.Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и
злоупотреблению ПАВ в подростковой среде.
3.Удовлетворение разнообразных дополнительных запросов детей во внеурочной
работе.
При составлении программы была использована следующая литература:
1.Я- подросток. Встречи с самим собой. (авт. Микляева А.В.)
2.Не допустить беды. (авт. Безруких М.М.)
3.Я и все- все- все. ( авт. Родионов В.А.)
|