Страничка для
родителей.
Некоторые показатели
психического и физического развития детей
Закономерности довербального и
раннего вербального развития.
Возраст
Стадии развития
От рождения до 8
недель Рефлекторый крики и рефлекторные
звуки
сопровождающие соматические реакции
ребенка.
В крике преобладают гласные звуки
имеющие носовой оттенок.
От 8 до 20 недель (2-5
мес.) Качественное изменение крика появление
гуления и смеха. С 3 мес. развитие интона-
ционной характеристики крика. С 12 нед.
появление начального гуления. 6-8 нед.-улыб-
ка при общении. С 15 – 16 нед. – смех при
общении.
От 16-20 недель до
30 недель
(4-7.5мес.) Интенсивное развитие
гуления и появление
лепета. С 5-6 мес.
произнесение первых слогов
(сочетания грубых и язычных согласных с
гласными)
От 20-30 недель
до «Расцвет» лепета
каноническая вокализация.
5-7, 5-12
мес. Голосовые
реакции выделяются из общего
«комплекса
оживления».
9 – 18
мес. Произнесение
слогов разных типов и «псевдо-
слов», не имеющих еще четкого значения.
Возрастные особенности
развития общей моторики
3-6
мес. Лежит на
животе, опираясь на согнутые под
прямым углом
предплечья (4 мес.); на вытянутые
руки(5мес.), садится (6 мес.)
6-12
мес.
Посаженный, сидит, опираясь на руки, ползает
на животе, поворачивается с живота на спину
(7мес.); садится и сидит, не опираясь, становит-
ся на четвереньки,ухватившись за опору;
переступает, поддерживаемый за руки (9 мес.),
стоит самостоятельно; ходит, держась одной
рукой (10 мес.) , уверенно стоит без опоры,
приседает;
делает несколько шагов без опоры
(11мес.); ходит без поддержки, приседает, встает
(12 мес.)
1 – 2
года Ходит
уверенно, наклоняется, достает предмет с
пола. Останавливается, ходит в сторону и
назад, бросает мяч. Короткое время стоит на
одной ноге. Относит предмет на короткие
расстояние. При легкой поддержке спускается
вниз по лестнице, поднимается самостоятельно,
прыгает на
месте, крутит педали трехколесного
велосипеда.
2-3
года Учится
бегать, ходить на носках, сохранять
равновесие на одной ноге. Сидит на корточках,
спрыгивает с последней ступеньки.
3 – 4
года Бросает мяч
из-за головы. Хватает катящийся мяч,
спускается вниз по лестнице, используя поперемен-
но ту или
другую ногу. Прыгает на одной ноге в
течение 10 сек. Сохраняет равновесие при качании
на качелях.
4 – 5
лет Прыгает на
одной ноге, ходит по бревну. Прыгает
попеременно на одной, затем на другой ноге. Под-
нимается вверх по лестнице.
5 -6
лет Хорошо
прыгает, бегает, прыгает через веревочку,
прыгает попеременно на одной и
другой ноге; бегает
на носках. Катается на двухколесном велосипеде,
учится кататься на коньках, играть в хоккей.
Возрастные
особенности развития тонкой моторики рук
1 – 2
года Держит два
предмета в одной руке; чертит каран-
дашом, переворачивает
страницы книги. Ставит
друг на друга 2 до 6 кубиков.
2 – 3
года Открывает ящик и
опрокидывает его содержимое.
Играет с песком и глиной. Открывает крышки, ис-
пользует ножницы, красит пальцем. Нанизывает
бусы.
3 – 4
года Держит карандаш
пальцами, копирует формы
несколькими чертами. Собирает и строит из
9 кубиков.
4 – 5
лет Рисует
карандашами или цветными мелками.
Строит постройки более чем
из 9 кубиков.
Складывает бумагу более чем 1 раз. Определяет
предметы в мешке на ощупь, лепит из пластилина
(от 2 до 3 частей),шнурует ботинки.
Овладение правильным произношением
речевых звуков является одним из очень важных звеньев становления у
ребенка речи. При этом звуки усваиваются не изолированно, не сами
по себе, а в процессе постепенного овладения навыками произношения
отдельных слов и целых фраз.
На ранних этапах речевого развития
слова и фразы произносятся ребенком лепетно, с очень искаженным,
неточным звуковым составом. Правильным произношением ребенок
овладевает постепенно.
Чтобы родителям было удобнее следить
за своевременностью появления в речи ребенка различных звуков,
приводим таблицу, в которой даны примерные сроки окончательного
усвоения детьми гласных и согласных звуков.
Время появления звуков (в
годах) |
1 – 2 |
2 – 3 |
3 – 5 |
5 - 6 |
Звуки |
А О Э
П Б М |
И Ы У Ф В
Т Д Н
К Г Х Й |
С З Ц Ш Ж Ч Щ
|
Л Р |