Психологическое сопровождение
профессиональной ориентации
выпускников 9-х, 11-х классов.
Описание ситуации
Сегодня определены
основные требования к общеобразовательной школе:
-развитие
индивидуальных способностей учащихся;
-расширение
дифференцированного обучения в соответствии с их запросами и
склонностями;
-развитие сети
специализированных школ и классов с углубленным изучением различных
предметов;
-обеспечение
соответствующего уровня среднего образования требованиям
научно-технического образования.
Реализация указанных
требований к современной школе привела к выделению ряда направлений,
способствующих решению практических вопросов профессионального
самоопределения подрастающего поколения:
А) Система
профориентации, вооружающая школьников необходимыми знаниями для
ориентации в мире профессий.
Б) Психологическое
сопровождение профессиональной ориентации обучающихся:
-умение объективно
оценивать свои индивидуальные особенности;
-диагностические
методики изучения личности;
-определение путей и
условий эффективного управления профессиональным самоопределением
школьников.
В) Общественно
значимые мотивы выбора профессии.
Г) Формирование
элементов духовной культуры в процессе подготовки учащихся к
сознательному выбору профессии.
Состояние и
степень разработанности проблемы.
Объективная оценка
ситуации на основе диагностики обучающихся 9, 11х классов позволила
сформулировать проблему, суть которой состояла в следующем:
отсутствие у учащихся механизма профессионального самоопределения.
Были выявлены типичные ошибки при
выборе обучающимися профессии:
Таблица № 1
Незнание мира профессий |
Незнание себя |
Незнание правил выбора профессий |
-Смутные преставления о количестве и
названиях существующих профессиях;
-незнание отличительных черт конкретных
специальностей;
-непонимание процессов появления новых и
отмирания старых профессий. |
-Необъективная оценка своих способностей
(завышение или занижение);
-незнание своих сильных и слабых
психофизиологических функций;
-незнание своего здоровья и требований,
предъявляемых к нему конкретными профессиями;
-неумение соотносить свои способности с
требованиями профессии. |
-Отождествление учебного предмета с
профессией;
-перенос отношения к человеку на
профессию;
-выбор профессии «за компанию»;
-неумение определить пути получения
профессии;
-отсутствие знаний целеполагания своего
профессионального пути;
-незнание конкретной стоимости
профессионального обучения.
|
Цель психологического сопровождения
профессионального самоопределения обучающихся:
-активизация самопознания человека
своих собственных возможностей, способствующих успешному
сознательному выбору профессионального пути и повышение уровня
осознания своей готовности к различным видам профессионального пути.
Для достижения поставленной цели
необходимо решить следующие задачи:
1) расширение
представления у обучающихся о конкретных знаниях мира профессий,
самого себя, правил выбора профессий;
2) формирование у
обучающихся умений и навыков в определении своих сильных и слабых
психофизиологических функций;
3) освоение процесса
целеполагания своего профессионального пути;
4) определение
структуры и динамики современного рынка труда.
Содержание
деятельности
Программа
психологического сопровождения профессиональной ориентации
школьников состоит из 16 занятий, на которых обучающиеся получают
конкретные знания о мире профессий, знакомятся, с правилами выбора
профессий осваивают процесс целепологания своего профессионального
пути.
Алгоритм
психологического сопровождения заключается в следующем:
«КТО Я?» --> «МИР
ПРОФЕССИЙ»
Что я «МОГУ, ХОЧУ, НАДО», готов -->
Формирование «ЦЕЛЕПОЛОГАНИЯ» -->
«РЕЗЮМЕ» --> «КАРТА ИНТЕРЕСОВ»,
выбор профессии -->
составление «ДНЕВНИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ» -->
Процесс
самопознания начинается с изучения своего собственного «Я», что
позволяет ученикам понять себя, всесторонне и объективно оценить
личные запросы и потребности, определить те недостающие качества,
для того, чтобы добиться успеха. Именно процесс самооткрытия,
самопостижения и самопознания пронизывает всю сознательную жизнь
человека. Выпускникам предлагается проективный метод исследования
личности – тест «Кто я?» (разработчики М. Кун, Т. Макпартленд),
который характеризует общую картину социально-психологического
статуса личности и «Я – концепция». Ученик, отвечая на вопрос «Кто
я?» сравнивают себя с другими людьми (родителями, друзьями,
знакомыми). Это сопоставление позволяет увидеть все многообразие
характеров, взглядов, проявлений чувств, интересов и др.
особенностей людей, помогает выделить то особенное, что отличает
одного человека от другого.
Недостатки
знаний о себе, обедненность «Я – концепции» затрудняют
профессиональный выбор, делают его недостаточно обоснованным,
случайным в силу того, что затормаживают процесс соотнесения себя с
миром и будущей профессиональной деятельностью.
Обучаемым было
предложено прописать те действия, которые у них получаются лучше
всего («Могу» - по активизирующей профориентационной методике Н.
Прештикова «Будь готов!»).
Далее учащимся
было предложно найти свой личный оптимальный вариант в ситуации
профессионального выбора – когда интересы и склонность согласованы
между собой и дополняют друг друга по их предметной соотнесенности,
по силе, по длительности («ХОЧУ!»).
Следующим этапом –
«НАДО!»
На нем формируется
отношение к рынку труда как к рынку купли-продажи рабочей силы,
причем добровольного труда, отвечающего в профессиональном и
личностном плане довольно жестким требованиям.
Обучающимся
предложено сформулировать свое личное «Резюме» с учетом
сформировавшейся практики их сегодняшних дел с использованием как
личных встреч с работодателем, так СМИ и электронных средств. Кроме
этого, с целью освоения методов профессиональной деятельности
(профессиональная консультация и профессиональный отбор) проводился
дифференциально - диагностический опросник (ДДО А. Климов).
При достаточно
идентичной в различных образовательных учреждениях структуре
значимых факторов определяющие отношение к профессии, достаточно
остро стоят вопросы - станет или не станет профессиональная
деятельность творческой? Это во многом зависит от самой личности, её
отношение к профессии. Ожидание творческих элементов в процессе,
стимулирование потребности к профессиональному росту есть
необходимое звено профессионального обучения. Для этого
отрабатывался опросник А.А. Реал (по модификации И.В. Кузьминой).
Наряду с предыдущими результатами все эти данные позволяют по-новому
взглянуть на себя, познать и оценить свои возможности, выявить свои
индивидуальные особенности и внутренние ресурсы, разницу между
объективной и субъективной оценкой, что в свою очередь, поможет
наметить программу самоподготовки к будущей профессиональной карьере
и успешно её осуществить.
(Тест Т.Г. и А.Л. Панченко)
(Тест ЕРI
Г. Айзенко)
Психологическое
сопровождение профессиональной ориентации обучающихся отрабатывается
с помощью игровых профориентационных методик в непринужденной,
доброжелательной и естественной атмосфере. Используются основные
принципы для всех игр:
- высокая динамика
(«Как на одном дыхании»);
- акцент на
положительное интересное;
- принцип
добровольности;
- разовость
проигрывания ситуации;
- большая
самостоятельность играющих;
- отсутствие
обстоятельного итога;
- обращение по
заявленным ласковым именам и т.п.
Реализация содержания психологического сопровождения
психологического самоопределения обучающихся осуществляется через
разнообразные формы с использованием нетрадиционных приемов и
средств: игровые профориентационные упражнения, сюжетно-ролевые
игры, тренинги, психологические спектакли, релаксация с помощью
приемов саморегуляции.
Полученные результаты:
Продукт деятельности школьников –
конкретный выбор профессии, в котором реализуются их знания, умения,
познавательные возможности на фоне формирования
общественно-полезного, нравственного, физически и духовно здорового
человека.
Главные результаты
психологического сопровождения профориентации обучающихся:
-выпускникам школы
необходимо успешно и осознанно сделать три выбора:
1)
выбор самого себя;
2)
выбор своего жизненного пути;
3)
выбор спутника жизни.
-усвоить постулаты
личной успешности:
1)
бесталанных нет, а есть занятие не своим делом;
2) качество жизни определяется
качеством и режимом труда, отдыха и человеческих отношений;
3)
искать то, что у вас получается лучше, чем у других.
Анализ результатов тестов, психологических игр, индивидуальных бесед
позволяет сделать выводы:
1)
Мотивация к различным видам профессионального труда в большой
мере имеется у 64% учащихся, в средней мере у 27%, в незначительной
мере у 9%.
2)
Самооценка неадекватная у 42%
3)
Выпусники хорошо умеют выполнять работу связанную в первую
очередь с компьютером, много запоминать по ходу работы, часто
разъезжать, испытывать длительные физические нагрузки, уметь не
принимать все близко к сердцу.
4)
В карте интересов преобладают: человеческий фактор,
искусство, природа, техника.
5)
В личностных интересах доминируют школа, отношение к матери,
друзья, страхи. Отрицательное отношение к отцу, другим семьям, к
будущему, к себе(нереализованные возможности).
6)
В жизненных целях преобладают профессии менеджер, актер,
сфера обслуживания, врач, учитель, юрист, программист.
7)
Имеется повышенная тревожность, агрессия.
Заключение.
Трехлетний опыт работы позволяет утверждать, что неотъемлемой частью
предпрофильной подготовки и профильного обучения является
обеспечение психологического сопровождения, особое место в котором
занимает прикладная психология. По окончании курса мы наблюдали у
выпускников повышение уровня осознания своей готовности к различным
видам профессионального труда:
• сократилось количество выпускников, сделавших профессиональный
выбор случайно;
• повысилась личностная самооценка, мотивация к успешной
деятельности, стрессоустойчивость;
• наблюдается снижение агрессивности;
• улучшилось психоэмоциональное самочувствие, приобретены навыки
поведения в конфликтных ситуациях, что привело к улучшению
взаимопонимания взрослого и подростка.
Результаты опыта могут быть тиражированы для заинтересованных лиц и
обеспечены практическим сопровождением.