Образовательная программа кружка или факультативного курса по русскому языку для учащихся 9-11 кл.

 

Составитель:

Смирнова С.Г. (учитель рус.яз и лит)

 

Пояснительная записка.

Цель программы.

Формирование грамотной и выразительной речи обучающихся.

Осмысление различных элементов идейного содержания и художественной структуры литературного произведения.

Задачи программы:

повысить речевую компетентность обучающихся;

научить характеризовать художественные особенности тек-ста во взаимосвязи с его проблемным содержанием, опреде-лять изобразительные средства, их роль в выражении автор-ской позиции;

научить чутко и адекватно воспринимать язык художест-венного произведения;

развивать интерес к читательской деятельности;

развивать интерес к научной деятельности;

подготовить обучающихся к успешной сдаче экзаменов по литературе и русскому языку;

подготовить обучающихся к успешному участию в олимпи-адах по русскому языку и литературе;

подготовить к участию во Всероссийском конкурсе «Русский медвежонок». 

   Данная программа нацелена на развитие речевой компетент-ности обучающихся. Она учит понимать смысл и оценивать фор-му текста, выражать своё отношение к содержанию текста, фор-мулировать свою позицию, строить своё рассуждение таким обра-зом, чтобы оно было композиционно стройным и цельным. Она учит избегать грамматических и речевых ошибок, точно выби-рать слово в той или иной ситуации, логично формулировать свои суждения, делать высказывание выразительным, строить свой текст с соблюдением норм этики речевого поведения. Эти умения нужны обучающимся для успешной сдачи Единого госу-дарственного экзамена по русскому языку, последнее задание которого предназначено, во-первых, для оценки уровня общей культуры выпускника школы, во-вторых, для проверки того, насколько правильно, глубоко и полно понят смысл исходного текста, насколько ясно и убедительно выпускник может изло-жить свою позицию, в какой мере он владеет речевым мастерст-вом (правильностью, точностью, логичностью, выразительно-стью, чистотой речи).

В группе будут заниматься не только пятеро выпускников школы, но и трое пятиклассников, проявляющих особый интерес к образовательной области «Филология».

Курс рассчитан на один год. По одному двухчасовому занятию в неделю.

 

Учебно-тематический план.

 

п/п

 

Раздел,  тема (подтема)

  Количество

     занятий

 Т.

Пр.

Всего

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

 

 

 

 

12.

Введение. О русском языке.

Социально-функциональная структура языка.

Текст.

О речевом мастерстве.

Коммуникативные качества речи.

Орфоэпические нормы литературного языка.

Морфологические нормы литературного языка.

Синтаксические нормы литературного языка.

Точность речи.

Логичность речи.

Выразительность речи:

·        тропы,

·        фигуры речи,

·        фразеология,

·        синонимия.

Синтаксическое богатство русского языка.

                                                   Итого

  1

   4

   1

   1

   1

   4

   2

   2

   1

   1

 

   3

   3

   3

   1

   3

  31

 

  2

 

 

 

  4

  4

  2

  1

  1

 

  5

  4

  5

  1

  4

  33

   1

   6

   1

   1

   1

   8

   6

   4

   2

   2

 

   8

   7

   8

   2

   7

  64

 

Содержание курса

1.    Введение. О русском  языке. Функции языка. Русский язык на рубеже веков. Особенности устной и письменной речи. О речевом мастерстве.

2.    Социально-функциональная структура языка. Литератур-ный язык как высшая форма национального языка. Тер-риториальные диалекты. Социальные диалекты. Профес-сионализмы. Просторечие. Сленг. Жаргоны. Арго. Основ-ные требования к использованию лексики ограниченного употребления в художественном тексте. Изобразительные функции лексики ограниченного употребления. Работа со словарями, с дидактическим материалом. Работа над текс-тами из художественной литературы. Индивидуальные занятия: написание научной работы по данной теме одним из обучающихся. Инсценирование.

3.    Текст. Признаки текста. Дидактический материал.

4.    О речевом мастерстве. Условия успешного общения.

5.    Коммуникативные качества речи: правильность, логич-ность, точность, выразительность, чистота, этикетность.

6.    Орфоэпические нормы литературного языка. Работа со словарями. Практические занятия (Л.Р.Дускаева, О.В.Протопопова «На пути к речевому мастерству». Учеб-ное пособие. 2006. стр. 25-27). Поверочная работа (Л.Р.Дус-каева, О.В.Протопопова. «На пути к речевому мастер-ству». Учебное пособие. 2006. стр. 27, 28 ). Тестирование.

7.    Морфологические нормы литературного языка. Употребление имён существительных, прилагательных, числительных, местоимений, глаголов, причастий, Дее-причастий, наречий. Практические занятия. Проверочная работа.

8.    Синтаксические нормы литературного языка. Нормы управления. Координация подлежащего и сказуемого. Употребление предложений с однородными членами. Употребление причастных оборотов. Употребление дее-причастных оборотов. Употребление сложных предложе-ний. Практические занятия (дидактический материал, таблицы, схемы). Проверочная работа. Тестирование.

9.    Точность речи. Многозначные (полисемичные) слова. Омонимы. Синонимы. Лексическая сочетаемость слов. Лаконизм. Плеоназм. Тавтология. Стилистическая окрас-ка слова. Практическое занятие. Индивидуальные занятия:

 

написание научной работы по данной теме одним из обуча-ющихся. Проверочная работа.

10.   Логичность речи. Средства межфразовой связи на уров-не высказывания (служебные слова, синтаксические сред-ства). Средства межфразовой связи на уровне текста (лекси-ческие, морфологические, синтаксические). Композицион-ные особенности разных типов речи. Алогизмы. Практичес-кие занятия.

11.   Выразительность речи. Тропы (метафора, эпитет, срав-нение, гипербола, литота, олицетворение, перифраз, метони-мия, ирония). Функции тропов в речи. Фигуры речи (анти-теза, градация, инверсия, эллипсис, анафора, эпифора, ком-позиционный стык, параллелизм, риторическое обращение, риторический вопрос, риторическое восклицание, бессою-зие, многосоюзие, инверсия, умолчание). Фразеологизмы (сочетания и выражения). Происхождение фразеологизмов. Деление фразеологизмов по экспрессивно-эмоциональной окраске. Виды ошибок при использовании фразеологизмов. Лексическая и грамматическая синонимия. Анализ худо-жественных текстов. Практические занятия (Л.Р.Дускаева. О.В.Протопопова. «На пути к речевому мастерству» Учебное пособие. 2006. стр. 60-64). Проверочная работа. Индивиду-альные занятия: научная работа  по данной теме одного-двух обучающихся. 

Занятия будут проводиться в кабинете русского языка и литературы № 14.

Л.Р.Дускаева, О.В.Протопопова. Учебное пособие «На пути к речевому мастерству». Пермь 2006.

Т.Б.Иванова, Л.Р.Дускаева. Учебное пособие «Тесты по рус-скому языку и справочные материалы к их выполнению. Часть 2. Речевые нормы». Пермь 1997.

Раздаточные материалы, таблицы, схемы, комплекты тестов

Прогнозируемый результат.

Повышение грамотности устной и письменной речи обучаю-щихся, интереса к читательской деятельности. Развитие умения видеть красоту художественного текста, его особенности.

Научные работы обучающихся.

Участие в школьной научно-практической конференции.

Участие в районной научно-практической конференции.

Участие в школьной, в районной олимпиадах по русскому языку и литературе.

Успешная сдача ЕГЭ.

 

 

Список литературы.

Для обучающихся.

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М., 1978-1980. Т. 1-4.

Дускаева Л.Р., Протопопова О.В. На пути к речевому мастерству. - Пермь., 2006

Квятковский А. Поэтический словарь. - М., 1966.

Словарь литературоведческих терминов. – М., 1974.

Чуковский К.И. живой как жизнь. О русском языке. - М., 1966.

Шанский Н.М. в мире слов. – М., 1971

Энциклопедический словарь юного литературоведа. – М., 1988.

 

Для педагога.

Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М., 1995.

Божко. Беседы о русской стилистике и культуре речи. – Волгоград.,2006.

Дускаева Л.Р., Протопопова О.В. На пути к речевому мастерству. – Пермь., 2006.

Дускаева Л.Р., Русинова И.И. Работа над текстом: секреты успе-ха. – Пермь., 2005.

Единый государственный экзамен 2006. Литература. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся. – М., 2006.

Единый государственный экзамен: русский язык: 2005-2006. - М., 2006.

Иванова Т.Б., Дускаева Л.Р. Тесты по русскому языку и спра-вочные материалы к их выполнению. Часть 2 . Речевые нормы. – Пермь., 1997.

Калганова Т. Всероссийская олимпиада по литературе: Задания. Работы учащихся. – М., 2000.

Князева Е.А. Введение в литературоведение. – Пермь., 2002.

Кривоплясова. Средства и приёмы выразительной речи. – Волго-град., 2006.

Львова С.И. Уроки словесности. – М., 2001.

Тимофеева Г.В. Организация работы над речевыми нормами. – Пермь., 2004.

Финтисова О.А. Олимпиадные задания по литературе. 5 класс. – Волгоград., 2004.

Финтисова О.А. Олимпиадные задания по литературе. 9 класс. – Волгоград., 2004.

Финтисова О.А. Олимпиадные задания по литературе. 10 класс. – Волгоград., 2004.

Финтисова О.А. Олимпиадные задания по литературе. 11 класс. – Волгоград. 2004.




 МОУ Бабкинская средняя общеобразовательная школа
Администратор сайта [e-mail]
Последнее обновление: 18.06.2012.

Хостинг от uCoz