Образовательная программа кружка или
факультативного курса по русскому языку для учащихся 9-11 кл.
Составитель:
Смирнова С.Г. (учитель рус.яз и лит)
Пояснительная записка.
Цель программы.
Формирование грамотной и выразительной речи
обучающихся.
Осмысление различных элементов идейного
содержания и художественной структуры литературного произведения.
Задачи программы:
повысить речевую компетентность обучающихся;
научить характеризовать художественные
особенности тек-ста во взаимосвязи с его проблемным содержанием,
опреде-лять изобразительные средства, их роль в выражении автор-ской
позиции;
научить чутко и адекватно воспринимать язык
художест-венного произведения;
развивать интерес к читательской деятельности;
развивать интерес к научной деятельности;
подготовить обучающихся к успешной сдаче
экзаменов по литературе и русскому языку;
подготовить обучающихся к успешному участию в
олимпи-адах по русскому языку и литературе;
подготовить к участию во Всероссийском конкурсе
«Русский медвежонок».
Данная программа нацелена на развитие речевой
компетент-ности обучающихся. Она учит понимать смысл и оценивать
фор-му текста, выражать своё отношение к содержанию текста,
фор-мулировать свою позицию, строить своё рассуждение таким обра-зом,
чтобы оно было композиционно стройным и цельным. Она учит избегать
грамматических и речевых ошибок, точно выби-рать слово в той или
иной ситуации, логично формулировать свои суждения, делать
высказывание выразительным, строить свой текст с соблюдением норм
этики речевого поведения. Эти умения нужны обучающимся для успешной
сдачи Единого госу-дарственного экзамена по русскому языку,
последнее задание которого предназначено, во-первых, для оценки
уровня общей культуры выпускника школы, во-вторых, для проверки
того, насколько правильно, глубоко и полно понят смысл исходного
текста, насколько ясно и убедительно выпускник может изло-жить свою
позицию, в какой мере он владеет речевым мастерст-вом
(правильностью, точностью, логичностью, выразительно-стью, чистотой
речи).
В группе будут заниматься не только пятеро
выпускников школы, но и трое пятиклассников, проявляющих особый
интерес к образовательной области «Филология».
Курс рассчитан на один год. По одному
двухчасовому занятию в неделю.
Учебно-тематический план.
№
п/п |
Раздел, тема (подтема) |
Количество
занятий |
Т. |
Пр. |
Всего |
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12. |
Введение. О русском языке.
Социально-функциональная структура языка.
Текст.
О речевом мастерстве.
Коммуникативные качества речи.
Орфоэпические нормы литературного языка.
Морфологические нормы литературного
языка.
Синтаксические нормы литературного языка.
Точность речи.
Логичность речи.
Выразительность речи:
· тропы,
· фигуры речи,
· фразеология,
· синонимия.
Синтаксическое богатство русского языка.
Итого |
1
4
1
1
1
4
2
2
1
1
3
3
3
1
3
31 |
2
4
4
2
1
1
5
4
5
1
4
33 |
1
6
1
1
1
8
6
4
2
2
8
7
8
2
7
64 |
Содержание курса
1. Введение. О русском языке. Функции
языка. Русский язык на рубеже веков. Особенности устной и
письменной речи. О речевом мастерстве.
2. Социально-функциональная структура
языка. Литератур-ный язык как высшая форма национального
языка. Тер-риториальные диалекты. Социальные диалекты.
Профес-сионализмы. Просторечие. Сленг. Жаргоны. Арго.
Основ-ные требования к использованию лексики ограниченного
употребления в художественном тексте. Изобразительные
функции лексики ограниченного употребления. Работа со
словарями, с дидактическим материалом. Работа над текс-тами
из художественной литературы. Индивидуальные занятия:
написание научной работы по данной теме одним из
обучающихся. Инсценирование.
3. Текст. Признаки текста.
Дидактический материал.
4. О речевом мастерстве. Условия
успешного общения.
5. Коммуникативные качества речи:
правильность, логич-ность, точность, выразительность,
чистота, этикетность.
6. Орфоэпические нормы литературного
языка. Работа со словарями. Практические занятия
(Л.Р.Дускаева, О.В.Протопопова «На пути к речевому
мастерству». Учеб-ное пособие. 2006. стр. 25-27). Поверочная
работа (Л.Р.Дус-каева, О.В.Протопопова. «На пути к речевому
мастер-ству». Учебное пособие. 2006. стр. 27, 28 ).
Тестирование.
7. Морфологические нормы литературного
языка. Употребление имён существительных, прилагательных,
числительных, местоимений, глаголов, причастий,
Дее-причастий, наречий. Практические занятия. Проверочная
работа.
8. Синтаксические нормы литературного
языка. Нормы управления. Координация подлежащего и
сказуемого. Употребление предложений с однородными членами.
Употребление причастных оборотов. Употребление
дее-причастных оборотов. Употребление сложных предложе-ний.
Практические занятия (дидактический материал, таблицы,
схемы). Проверочная работа. Тестирование.
9. Точность речи. Многозначные
(полисемичные) слова. Омонимы. Синонимы. Лексическая
сочетаемость слов. Лаконизм. Плеоназм. Тавтология.
Стилистическая окрас-ка слова. Практическое занятие.
Индивидуальные занятия: |
написание научной работы по данной теме одним из
обуча-ющихся. Проверочная работа.
10. Логичность речи. Средства межфразовой связи
на уров-не высказывания (служебные слова, синтаксические сред-ства).
Средства межфразовой связи на уровне текста (лекси-ческие,
морфологические, синтаксические). Композицион-ные особенности разных
типов речи. Алогизмы. Практичес-кие занятия.
11. Выразительность речи. Тропы (метафора,
эпитет, срав-нение, гипербола, литота, олицетворение, перифраз,
метони-мия, ирония). Функции тропов в речи. Фигуры речи (анти-теза,
градация, инверсия, эллипсис, анафора, эпифора, ком-позиционный
стык, параллелизм, риторическое обращение, риторический вопрос,
риторическое восклицание, бессою-зие, многосоюзие, инверсия,
умолчание). Фразеологизмы (сочетания и выражения). Происхождение
фразеологизмов. Деление фразеологизмов по экспрессивно-эмоциональной
окраске. Виды ошибок при использовании фразеологизмов. Лексическая и
грамматическая синонимия. Анализ худо-жественных текстов.
Практические занятия (Л.Р.Дускаева. О.В.Протопопова. «На пути к
речевому мастерству» Учебное пособие. 2006. стр. 60-64). Проверочная
работа. Индивиду-альные занятия: научная работа по данной теме
одного-двух обучающихся.
Занятия будут проводиться в кабинете русского
языка и литературы № 14.
Л.Р.Дускаева, О.В.Протопопова. Учебное пособие
«На пути к речевому мастерству». Пермь 2006.
Т.Б.Иванова, Л.Р.Дускаева. Учебное пособие «Тесты
по рус-скому языку и справочные материалы к их выполнению. Часть 2.
Речевые нормы». Пермь 1997.
Раздаточные материалы, таблицы, схемы, комплекты
тестов
Прогнозируемый результат.
Повышение грамотности устной и письменной речи
обучаю-щихся, интереса к читательской деятельности. Развитие умения
видеть красоту художественного текста, его особенности.
Научные работы обучающихся.
Участие в школьной научно-практической
конференции.
Участие в районной научно-практической
конференции.
Участие в школьной, в районной олимпиадах по
русскому языку и литературе.
Успешная сдача ЕГЭ.
Список литературы.
Для обучающихся.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского
языка. - М., 1978-1980. Т. 1-4.
Дускаева Л.Р., Протопопова О.В. На пути к
речевому мастерству. - Пермь., 2006
Квятковский А. Поэтический словарь. - М., 1966.
Словарь литературоведческих терминов. – М., 1974.
Чуковский К.И. живой как жизнь. О русском языке.
- М., 1966.
Шанский Н.М. в мире слов. – М., 1971
Энциклопедический словарь юного литературоведа. –
М., 1988.
Для педагога.
Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому
языку. – М., 1995.
Божко. Беседы о русской стилистике и культуре
речи. – Волгоград.,2006.
Дускаева Л.Р., Протопопова О.В. На пути к
речевому мастерству. – Пермь., 2006.
Дускаева Л.Р., Русинова И.И. Работа над текстом:
секреты успе-ха. – Пермь., 2005.
Единый государственный экзамен 2006. Литература.
Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся. – М., 2006.
Единый государственный экзамен: русский язык:
2005-2006. - М., 2006.
Иванова Т.Б., Дускаева Л.Р. Тесты по русскому
языку и спра-вочные материалы к их выполнению. Часть 2 . Речевые
нормы. – Пермь., 1997.
Калганова Т. Всероссийская олимпиада по
литературе: Задания. Работы учащихся. – М., 2000.
Князева Е.А. Введение в литературоведение. –
Пермь., 2002.
Кривоплясова. Средства и приёмы выразительной
речи. – Волго-град., 2006.
Львова С.И. Уроки словесности. – М., 2001.
Тимофеева Г.В. Организация работы над речевыми
нормами. – Пермь., 2004.
Финтисова О.А. Олимпиадные задания по литературе.
5 класс. – Волгоград., 2004.
Финтисова О.А. Олимпиадные задания по литературе.
9 класс. – Волгоград., 2004.
Финтисова О.А. Олимпиадные задания по литературе.
10 класс. – Волгоград., 2004.
Финтисова О.А. Олимпиадные задания по литературе.
11 класс. – Волгоград. 2004.