Совершенствование общеучебных умений и навыков

на уроке литературы

    Учащимся ХХI века нелегко ориентироваться в огромном потоке информации, которая поступает с телевидения, радио, интернета. Главное  - надо прочитать, выбрать, обработать, быстро записать. И вот тогда учащиеся сталкиваются с рядом проблем: не умеют «осмысленно и бегло» читать, быстро писать, а,  значит и «быстро думать», как говорил ещё в древности философ Квинтилиан.

    Поэтому в содержании школьного образования важное место отводится совершенствованию репродуктивной учебной деятельности на уроках русского языка и литературы, разработанных В.И.Зайцевым.

    Фактором номер один, влияющим на успеваемость школьников, многие учителя считают читательскую подготовку. Именно отсюда проистекают часто школьные проблемы: читая медленно, дети читают мало, больше времени тратится на выполнение домашних заданий, значит, возрастает перегрузка, прочитанное не всегда полно и правильно понимается и пр.

     Программа по русскому языку для основной школы ставит задачу научить учеников 5,6,7 классов  «осмысленно и бегло» читать учебные и научные тексты, выразительно читать тексты художественного и публицистического стилей. В 8 и 9 классах обучение чтению программой уже не предусматривается.

    Такой подход к формированию коммуникативной компетенции читателя вызывает несколько вопросов. Достаточно ли для формирования читательских умений трёх лет обучения в средней школе? Как следует понимать термин беглое чтение применительно к 5 и 6 классам? Соответствует ли данная установка школы требованиям сегодняшнего дня? Какой должна быть конечная цель обучения в школе? Попытаемся найти ответы на эти вопросы.

    Методическая наука закрепила в терминах чтение осмысленное и чтение беглое две стороны деятельности по восприятию письменного текста: интеллектуальную и техническую. Обучение ребёнка осмысленному чтению, анализу и пониманию высказываний осуществляется в течение всех школьных лет на различных уроках. А как обстоят дела с совершенствованием технической стороны чтения?

    Техника чтения – это озвучивание текста внешней (при чтении вслух) или внутренней речи. Хорошая техника чтения предполагает правильное и быстрое осуществление этого процесса. Традиционное формирование техники чтения считается задачей начальной школы. Программа средней школы, как мы видим, декларирует данную цель, однако отсутствие критериев беглости применительно к 5 и 6 классам и, главное, перспектив данной работы в 8 – 9 классах не способствует решению этой методической проблемы.

    Целью совершенствования и техники чтения в средней школе должно стать обучение зрелому чтению, существенными чертами которого являются высокая скорость в зависимости от речевой ситуации.

    Надо ли учить в школе скоростному чтению? Предвидим отрицательный ответ. Считается, что быстрое чтение требуется далеко не всем и связано, скорее всего, с профессиональной деятельностью. Существующие рекомендации по обучению скоростному чтению адресованы студентам и старшеклассникам в рамках самообразования. В школе же предлагается обучать даже не беглому,  а оптимальному чтению, т.е. чтению в темпе, обеспечивающем осмысление (В.И.Зайцев). При таком подходе проблема обучения скоростному чтению в школе вообще снимется.

    Приведём несколько аргументов, подтверждающих актуальность данной задачи. Сегодня мы переживаем информационный взрыв и не всегда способны справиться с потоком новых знаний. «Современный читатель находится перед Гималаями библиотек в положении золотоискателя, которому надо отыскать крупинки золота в массе песка»,- писал С.И.Вавилов. Когда сегодняшний ребёнок закончит вуз, объём информации увеличится в несколько раз. Задача школы подготовить ученика к будущему.

    Вторым аргументом в споре могут стать слова Ф.Бекона: «Есть книги, которые можно только пробовать, другие – глотать и весьма немногие -  разжёвывать: другими словами, есть книги, которые стоит читать только отрывками, другие – целиком, но без особенного сосредоточения внимания, и наименьшее число – целиком и с полным вниманием и усердием».

    Третье доказательство необходимости скоростного чтения заключено в утверждении Л.С.Выготского: «Обычно думают, что понимание выше при медленном чтении, однако в действительности при быстром чтении понимание оказывается лучше, ибо различные процессы совершаются с различной скоростью и скорость понимания отвечает более быстрому темпу чтения».

    Подтверждение этой мысли мы найдём в цифрах, отражающих прямую зависимость между скоростью чтения и успешностью учебной деятельности. Пятиклассники – отличники читают со скоростью 150 слов в минуту, «хорошисты» - 120 слов в минуту, а у «троечников» она составляет 90 слов в минуту.

    И ещё педагоги утверждают: легче научить, чем потом переучивать. Существующие рекомендации по обучению скоростному чтению содержат советы, с которыми необходимо знакомить даже первоклассников, чтобы с первых шагов формировать правильное читательское поведение.

    Если рассматривать обучение зрелому читателю как задачу школы, следует определить содержание данной работы. Формирование читательских умений базируется на следующих знаниях:

- чтение как общение с автором текста;

- параметры чтения: скорость, коэффициент усвоения содержания, продуктивность;

- виды чтения, предполагающие высокую скорость: поисковое, просмотровое, ознакомительное;

- правила скоростного чтения.

    Рассмотрим параметры и правила скоростного чтения.

    Чтение имеет качественные и количественные параметры измерения. Оно измеряется, во – первых, скоростью, во – вторых, коэффициентом усвоения содержания и,  в – третьих, продуктивностью.

    Скорость – это объём прочитанного текста за единицу времени. Высчитываются она по формуле:                           Объём текста

                   Скорость =                               

                                            Время

    Определяя объём текста, некоторые исследователи считают количество печатных знаков. Но более удобен подсчёт всех слов в тексте (знаменательных и незнаменательных), прочитанных за одну минуту.

    Какова же норма скорости чтения для каждого класса? В разных методических исследованиях приводятся различные показатели.

    В программе по русскому языку и литературе для средней школы нормы скорости чтения вообще не указаны.

    Второй параметр чтения – коэффициент усвоения содержания текста. Всё содержание принимается за 100%. По ответам на вопросы (каждый равен 10%) определяется, какое количество содержания усвоено. Хорошим считается коэффициент усвоения 50 – 70%. Вопросы для определения этого показателя чтения могут быть следующими:

1.      Как называется текст?

2.      Кто автор?

3.      Откуда взят текст(название книги, где издана, когда)?

4.      О чём текст?

5.      Какова главная мысль?

6-8. Конкретные вопросы о суждениях и фактах, раскрывающих тему и основную мысль.

9.   Как написан текст: тип речи, жанр, стиль?

10.  Что нового вы узнали из текста?

    Обобщённой характеристикой чтения является его продуктивность – объём усвоенного содержания за единицу времени. Для её определения надо скорость чтения умножить на коэффициент усвоения содержания. Как видим, для оценки продуктивности чтения одинаково важны и техника чтения, и осмысление высказывания. Хорошей считается продуктивность 90 – 115 слов в минуту.

    Совершенствование техники чтения предполагает знание барьеров, мешающих динамичному продвижению читателя по тексту, и правил, позволяющих их преодолеть. Сгруппируем называемые в научно – методических работах рекомендации в зависимости от различных сторон читательской деятельности: физиологической, психологической, мыслительной.

    Чтение – чрезвычайно сложный  Ии активный психологический процесс, в котором особую роль играют работа глаз и внутренняя речь. Зрительное восприятие текста – необходимый компонент для чтения. Глаза человека движутся по строчкам не плавно, а рывками. Рывок – и глаза, охватив 5 – 6 букв, останавливаются на долю секунды. Ещё рывок – и образуется поле чтения между двумя фиксациями. Таких полей на строке 6 – 8. Неопытный читатель фиксирует взгляд на каждой букве в слове, а нужно читать не буквами и даже не словами , а фразами, потом абзацами и страницами. Первый совет читающему: увеличивай поле зрения. Как этого добиться? Следует читать не горизонтально, а вертикальным движением глаз, стараясь боковым зрением охватить информацию, зафиксированную справа и слева, и допускать лишь 1 – 2 фиксации на строке.

    Со зрением связан и второй барьер скоростного чтения. Часто, скользя по строке глазами, мы без необходимости возвращаемся назад. Происходит так называемая регрессия, которая тормозит движение. Её причиной может быть незнание какого-нибудь слова или невнимание читателя. У хорошего читателя регрессии незначительные или полностью отсутствуют. Значит, второе правило скоростного чтения: читай без регрессий.

    Третий барьер быстрого чтения можно назвать «звуковым».Это проговаривание слов в процессе чтения про себя. Даже не озвучивая текст, мы артикулируем. Наша внутренняя речь, проговаривание, замедляет бег глаз по строке. Мы быстрее понимаем слово, чем произносим его. Следовательно, третье правило: читай без артикуляции.

    Все исследователи процесса чтения отмечают, что в нём задействованы такие психологические механизмы, как память, внимание, предугадывание (слов, фраз). Их совершенствование существенно повышает продуктивность чтения. Решение этой задачи – развитие внимания, памяти, догадки – и будет четвёртым правилом читающего.

    Целью чтения является понимание и усвоение содержания речевого произведения. Пятый по счёту резерв чтения – это совершенствование умственной переработки прочитанного. Учёные предлагают алгоритм смыслового восприятия текста, включающий в себя четыре блока:

 - определение цели чтения;

 - ориентировочное чтение: автор, название текста, выходные данные, аннотация, предисловие, оглавление;

 - смысловое восприятие: тема, главная мысль, цели сообщения, основные суждения, факты, языковые особенности высказывания;

 - оценка прочитанного: интересность, доступность, новизна, убедительность, возможность использования.

    Каждый из шагов алгоритма важен. Так, от определения цели чтения зависит осуществление следующих этапов. Если читателю достаточно просмотреть текст, он будет работать с большой скоростью и ограничиваться ориентацией, не стремясь к полноте и глубине восприятия.

    Заключительный шаг алгоритма позволяет считать чтение общением читателя с автором текста. Понять высказывание можно на двух уровнях: понимания значения и понимания смысла. Уровень смысла достигается, когда содержание не только осмыслено, но и оценено читателем, определено собственное отношение к тексту, автору и его замыслу. Само слово смысл указывает на сопричастность с мыслями автора, соединение мыслей читателя и писателя.

    Алгоритм определяет последовательность этапов деятельности и составляющих их операций. Например, смысловое восприятие предполагает свёртывание, списание информации за счёт выделения главного: подлежащего и сказуемого в предложении, ключевые слова в тексте помогают выделить смысл предложения – абзацы текста. За счёт перегруппировки информации в более крупные блоки мы уменьшаем время её восприятия и увеличиваем эффективность запоминания.

    Облегчит запоминание упорядочение поступающей информации. А.В.Суворов называл память «кладовой ума», где есть «много перегородок, поэтому надо скорее всё укладывать куда следует». Предлагаемый алгоритм чтения поможет «уложить» новые знания в имеющуюся у человека систему.

    Все преимущества чтения по алгоритму позволяют назвать его пятым правилом быстрого чтения.




 МОУ Бабкинская средняя общеобразовательная школа
Администратор сайта [e-mail]
Последнее обновление: 18.06.2012.

Хостинг от uCoz