Материалы инновационной деятельности
Учителя
истории МОУ Бабкинская средняя общеобразовательная школа
Кузиной
Любови Петровны.
В 2003 –
2004 учебном году мною разрабатывалась тема Альтернативные подходы к
оценке проблем прошлого на уроках истории. Опыт проведения таких
уроков регулярно освещается на страницах предметного журнала
«Преподавание истории в школе». Это статьи Б.Н. Есипова, М.А.
Данилова, М.Н. Скаткина, Н.Г. Дейри, И.Я. Мернера, М.В. Коротковой и
других.
В наше
время переосмысление прошлого зачастую вызывает в сознании молодежи
ощущение отрыва от исторических корней, порождает нестабильность
исторических и политических ориентации, девальвацию нравственных
ценностей. В определенной мере это связано с тем, что учащиеся
оказались не готовы к альтернативному мышлению, к самостоятельному
анализу неоднозначных историко-политических публикаций; их сознание
ограничивается уровнем обыденных оценок и суждений.
Сегодня практически любой
учитель истории применяет хотя бы изредка в своей деятельности
нетрадиционные формы обучения школьников. Я думаю что это связано,
со становлением нового стиля педагогического мышления учителя. Я
работаю учителем уже 35 лет. За эти годы работала над разными
методическими темами, например «Самостоятельная работа на уроках
истории» и др. В наше время, чтобы эффективно решать
образовательно-воспитательные задачи в условиях сокращенного
количества предметных часов, необходимо усилить самостоятельную
творческо-поисковую деятельность школьников.
Одним из направлений совершенствования процесса
формирования исторического сознания школьников является
использование на уроках "альтернативных ситуаций" понимается как
(возможность выбора) одного из двух или нескольких вариантов.
В своей
работе рассматриваю два пути создания на уроках ситуации выбора:
первый - раскрытие альтернатив, возникавших в ходе исторического
процесса, второй - анализ различных оценок событий (явлений)
прошлого, деятельности партий, исторических личностей в научной и
популярной литературе.
Рассматривая выбор путей исторического развития, ввожу от урока к
уроку теоретические знания, необходимые для поэтапного формирования
умений альтернативного анализа.
При анализе «альтернативных ситуаций» ученики постепенно овладевают
действиями, определенными в памятке:
1. Сформулируйте сущность каждого из предлагаемых путей (решений).
2. Выявите историческую обусловленность каждого из предлагаемых
путей (вариантов решения вопроса).
3. Определите свое отношение к ним.
4. Объясните достоинства и недостатки избранного пути.
5. Покажите достоинства и недостатки отвергнутого пути развития.
6. Оцените произошедший выбор.
Приведу один пример: в XI классе при
осмыслении «Альтернативных ситуаций» увеличивается степень
самостоятельности учащихся, и теоретическая база для анализа, они
приобретают знания об объективных и субъективных факторах истории.
Одна из узловых проблем данного курса - выбор путей развития России
в 1917 году. Программа рекомендует рассмотреть этот вопрос после
изучения февральской революции. Я разбираю этот вопрос на обобщающем
уроке по теме «Перерастание буржуазно-демократической революции в
России в социалистическую, так как только после ее изучения
школьники приобретают знания о борьбе за выбор путей развития страны
и о причинах, которые привели к социалистической революции. В
зависимости от подготовки класса тема раскрывается либо в процессе
коллективного обсуждения, либо на семинарском занятии по плану:
1.
Проблема капиталистического пути развития России после
февральской революции.
2.
Ленинская теория социалистической революции и реальные
предпосылки Октября.
3.
Борьба классов и партий за выбор путей исторического развития
от Февраля к Октябрю ее итоги.
Рекомендую посмотреть дополнительную литературу. В конце
занятия обсуждается вопрос о соотношении объективных и субъективных
факторов дальнейшего развития России.
Подробнее остановлюсь на осмыслении оценочных суждений в
художественной публицистической и научной литературе.
Практика показывает, что учащиеся не всегда критически относятся к
источникам своих знаний, одинаково доверяя как исследованиям ученых,
так и к данным публицистической и художественной литературы.
Необходимо формировать у школьников уважительное отношение прежде
всего к знаниям основывающимся на первоисточниках. На уроках, как
правило, преобладают однозначные оценки. Такой подход исключает
всестороннее освещение вопроса, приучает к безапелляционности
суждений.
В работе
над познавательными задачами учащимся предлагаю такую
последовательность действий:
1.
Сформулировать сущность каждой оценки исторических событий
(явлений).
2. Уяснить какие критерии лежат в ее основе (экономические,
политические, этические и т. д.) Определить возможность их
сопоставления.
3. Оценить источниковедческую базу авторов, объективность ее
использования. Проанализировать аргументы авторов, логику
доказательств.
4. Сделать свой выбор между различными точками зрения (предложить
свою точку зрения рассматриваемого вопроса). Подобрать аргументы в
защиту своей позиции.
Важная часть урока - выход из «альтернативной ситуации». Возможны
такие подходы:
1. Подведение учащихся к единообразной оценке (когда альтернатива не
выдерживает научной критики).
2. Сохранение различных точек зрения на вопрос (при равенстве
аргументов). При этом желательно, чтобы учитель раскрыл свое
отношение к позициям.
Критический подход к источникам и содержащимся в них оценкам
прошлого формируется поэтапно. Лучше всего такую работу начать с
анализа альтернативных суждений об исторических деятелях, так как
различия в этих оценках более доступны для восприятия подростками.
Одновременно показываю специфику научного и художественного
раскрытия образов (право писателя на вымысел, на свои трактовки
героев, первоочередное внимание к нравственным проблемам и т. д.).
Анализ альтернативных оценок прошлого подводит школьников к
пониманию сложности исторического поиска, воспитывает уважение к
различным точкам зрения, ориентирует на критический анализ
источников информации, стимулирует формирование собственного подхода
к истории.
Хочу
подчеркнуть, что создание «альтернативных ситуаций» требует высокого
уровня политической и исторической культуры самого учителя, знания
им современных исторических исследований.
Осмысление «альтернативных ситуаций» - разновидность
проблемного обучения. Их использование на уроке требует соблюдения
ряда методических условий:
•льтернативная ситуация» должна обеспечивать решение ведущих
образовательно-воспитательных задач, способствовать выработке у
школьников научного подхода к историческому процессу;
• ситуации первого вида должны содержать вероятностные альтернативы,
реально существовавшие в истории; при отборе к уроку ситуаций
второго вида следует отдать предпочтение оценкам прошлого, которые
могут оказать существенное влияние на формирование исторического
сознания учащихся;
• предлагаемые альтернативы должны быть доступны для понимания и
анализа школьниками, соответствовать объему их знаний и уровню
мыслительных умений;
• обучение анализу «альтернативных ситуаций» должно
осуществляться поэтапно, по мере приобретения теоретических знаний,
необходимых для выработки критериев анализа исторических
процессов, при постепенном усложнении мыслительной
деятельности школьников.
В обобщенном виде логика работы с «альтернативной ситуацией» на
уроке такова:
• создание ситуации выбора;
• уяснение ее сущности учащимися;
• определение критериальной основы для рассмотрения
предложенных альтернатив;
• их анализ и оценка в соответствии с избранными критериями;
• аргументированное изложение учащимися своей позиции по
рассматриваемой проблеме;
• анализ результата работы школьников учителем.
В процессе работы я использую широкий арсенал форм и методов
обучения, стимулирующий творческий подход к проблемам урока. Учебный
анализ каждого вида «альтернативных ситуаций» имеет свою специфику.
В заключении хочу остановиться еще на одном вопросе –
результативность профессиональной деятельности. Учитель должен на
своих уроках создавать условия для проявления учениками своих
творческих возможностей.
Ученики нашей школы принимали в 2004 – 2005 учебном году активное
участие в районных конкурсах по истории: например: «Знаток истории»,
ученик 8А класса Валитов Александр занял призовое место; конкурс -
игра Лис 2004 – ученицы 9Б класса Чепурина Татьяна и Паластрова
Ксения, помимо сертификатов, были отмечены особыми призами.
Умение учителя создавать творческую обстановку в классе существенно
влияет на принятие и понимание учащимися учебной информации.
Заключение
Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот кто
не
умеет читать, а тот кто не научился учиться
А. Тофлер
В начале XXI века стала
очевидна необходимость серьезной модернизации школьного образования.
Россия все больше становится страной, открытой миру, где строится
рыночная экономика и правовое государство, в котором на первое место
должен быть поставлен человек, обладающий значительно большей, чем
ранее, мерой свободы и личной ответственности. К сожалению, эти
принципиально новые тенденции пока в очень малой степени нашли свое
отражение в содержании Российского школьного образования и именно
они должны стать основой его кардинальной модернизации.
Специфика современной системы образования состоит
в том, то она должна быть способна не только вооружать обучающегося
знаниями, но и формировать у него потребность в непрерывном
самостоятельном творческом подходе к овладению новыми знаниями,
создавать возможности для отработки умений и навыков
самообразования.
Одним из направлений модернизации является
профилизация старшей ступени общеобразовательной школы, реализация
которой, в свою очередь, вызвала необходимость введения
дополнительных новаций в школьную практику. Социологические
исследования показывают что большинство старшекласников (более70% от
числа опрошенных) отдает предпочтение тому, чтобы «знать основы
главных предметов, а углубленно изучать только те, которые
выбираются, чтобы в них специализироваться. Проблема выбора профиля
является не простым испытанием как для учащегося, так и для их
родителей. Многим впервые в жизни предстоит совершить столь
серьезный шаг, от которого во многом будет зависеть дальнейшая
судьба старшекласников, в частности – мера их подготовленности к
успешной сдаче единых государственных экзаменов и перспективы на
продолжение образования после школы.
В нашей школе в 2003-2004 учебном году 10й класс,
по выбору учащихся был разделен на два профиля математический и
гуманитарный. Ученики гуманитарного профиля в 10 и 11 классе изучали
историю 4 часа в неделю. Элективный курс История России век 20,
«юноше обдумывающему житье». История в лицах, предназначен для
учащихся 11 класса – 34 часа. Содержание курса носило интегративный
характер. Предполагало работу с различными источниками информации.
Каждая тема элективного курса включает в себя самостоятельную
(индивидуальную или коллективную) работу учащихся. Приведу некоторые
промежуточные результаты тематических и итоговых проверок в начале
учебного года ив конце: 10 класс
Тема « Начало Руси» (тест) 13.11.2003
Кол-во
учащихся |
на «5» |
На «4» |
На «3» |
На «2» |
9 |
2 |
3 |
1 |
3 |
Из таблицы видно, что 3 ученика с тестом не
справились.
Тема: Русь в XI –
XII вв. (семинар) 20.11.2003.
Кол-во
учащихся |
на «5» |
На «4» |
На «3» |
На «2» |
9 |
2 |
5 |
2 |
нет |
Устные ответы учащихся, значительно лучше,
потому что в работе семинара есть возможность свою точку зрения
аргументировать вслух.
Кол-во
учащихся |
на «5» |
На «4» |
На «3» |
На «2» |
7 |
3 |
2 |
2 |
нет |
11 класс:
тема «Россия в первой половине
XIX века. (тест) 05.10.2004 г.
Кол-во
учащихся |
на «5» |
На «4» |
На «3» |
На «2» |
7 |
нет |
1 |
4 |
2 |
Сравнительная таблица «Общественно-политическое
развитие стран западной Европы во второй половине
XIX века». 14.12.2004.
Кол-во
учащихся |
на «5» |
На «4» |
На «3» |
На «2» |
7 |
5 |
2 |
нет |
нет |
Из таблицы видно, что учащиеся 11 класса успешно
справились с заданием.
Итоговое повторение за курс. 19.05.2005 г.
Кол-во
учащихся |
на «5» |
На «4» |
На «3» |
На «2» |
7 |
2 |
3 |
2 |
нет |
Две ученицы гуманитарного профиля успешно сдали
ЕГЭ по истории России.
Из 6 выпускников гуманитарного профиля 5 человек
поступили на гуманитарные факультеты:
-
государственный университет- филологический
факультет – 1 человек
-
педагогический университет – 1человек,
экзамен по истории России – 5 (отлично).
-
технологическо-гуманитарный институт на
специальность правоведение – 1человек – экзамен по
обществознанию – 5(отлично).
-
филиал Московского юридического института –
специальность юрист 1 человек, экзамен по истории России –
4(хорошо).
-
Кунгурский лесотехникум, на специальность
правоведение – 1 человек, экзамен по истории России –
5(отлично).
На базе нашей школы, втечение 2004 – 2005
учебного года успешно работал – методический центр по подготовке
учителей русского языка, литературы, истории и обществознания.
Список литературы:
-
Борисов Н.С. Методика историко-краеведческой
работы в школе. М. «Просвещение» 1990г.
-
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика
преподавания истории в школе М. 1991г.
-
Карпов Г.М. Русская культура на пороге новой
эпохи XYII век. М. 1994г.
-
Короткова М.В. Методика проведения игр и
дискуссий на уроках истории. М. 2001г.
-
Мельгунов С.П. Рассказы по русской истории.
М. 1994г.
-
Остапенко И. Древнерусские повести. 1991г.
-
Алексеева Н.М. Игры на уроках. . Журнал
Преподавание истории в школе. 1991 №5.
-
Короткова М.В. Проблемные игры и
познавательные задания в 7 классе. Журнал Преподавание истории в
школе. 1991 №4.
-
Кучерук И.В. Учебные игры на уроках истории.
Журнал Преподавание истории в школе. 1989 №4.
-
Клименко А.В., Румынина В.В. Уроки-суды в
преподавании истории и права. Преподавание истории в школе. 1998
№3.