Школьное самоуправление в условиях педагогического эксперимента.

 

         Как  утверждали  еще  древние,  « делами  обусловлен  мир,  они --  что  ось  для  колеса». В  фундаментальных  идеях  на  протяжении  всей  истории  педагогики,  как  зарубежной, так  и  отечественной,  красной  нитью  проходит  мысль  о  том,  что  воспитания  в  чистом  виде  не  существует,  что  воспитание  есть  организация  деятельности. Деятельность,  как  известно,--фактор  развития  человека,  как  в  филогенезе,  так  и  в  онтогенезе.  Именно  разнообразные  виды  деятельности, вовлекающие в свою  сферу  различные  органы  человеческого  организма,  разные  стороны  личности  позволяют  развивать  все  качества  и  свойства  личности. Деятельность  человека (ребенка,  подростка, юноши) не  бывает  и  не  может  быть  нейтральной. В  ней  человек  либо  развивается,  либо  деградирует  в  своем  развитии;  включается,  либо  не  включается  в  активный  процесс  самопознания и  самовоспитания;  формирует  ценностное  отношение  к  окружающей  жизни  и  тем  определяет  свою  будущую  жизненную  позицию.

        Соуправление — один  из  основных  принципов  деятельности  ученического  коллектива;  один  из  режимов  протекания  совместной  деятельности  людей,  наряду с  руководством  и  управлением. В  эпоху  октябрятско-пионерско-комсомольской  жизни  наличие в школе  так  называемых  органов  ученического  самоуправления не  обсуждалось  и  не  вызывало  никаких  споров. Когда  начавшаяся  перестройка  всего  и  всех  вторглась  в  детско-юношескую  жизнь,  ученическое  самоуправление  как-то враз  «скончалось»  вместе  с  пионерской  и  комсомольской  организациями.  Не  обошло  это  и  нашу  школу.

        В  последние  годы  о  нем  снова  вспомнили  и  заговорили  во  весь  голос.  И  неслучайно:  стратегические  устремления  школы,  направленные  на  формирование  человека, умеющего  строить  достойную  жизнь  в  достойном  обществе,  потребовали  воспитания  и  развития  у  учащихся  таких  качеств,  как:  творческая  инициатива,  умение ставить  цели  и  достигать  их,  самостоятельность  в  решении  личных  и  общественных  проблем,  ответственность  за  себя  и  за  других. И  тут   на  первый  план  в  воспитании  этих  качеств  снова  выходит  ученическое  соуправление. В  школах  опять  появились  учкомы,  старостаты,  различные  советы.  Появились  и  новые  формы  самоуправления:  референдумы,  парламенты,  думы …

       В  нашей  школе  десять лет существует  ученическое сообщество  «Школьная  галактика»,  созданная  по  инициативе  школьников.   Основателями  ее  были  выпускники,   получившие  на  сегодняшний  день  высшее  образование  и  успешно  влившиеся в современную  жизнь.  Цель,  которую  ставили  перед  собой  ребята,  быть  не  только  активными  участниками  школьной  деятельности, но  и  ее  инициаторами  и  организаторами. Главным  органом  соуправления  является  общее  собрание.  Координирующим  органом  соуправления  «Школьной  галактики»  является  Галактический  совет.  Возглавляет  работу  совета  президент  «Школьной  галактики»,  который  выявляется  в  ходе  демократических  выборов (  с  соблюдением  всей  процедуры ).  В состав  Галактического  совета  входят руководители   служб:  культурный  центр,  банк,  пресс-центр,  биржа    труда,  служба  образования  и науки,  экологическая  служба,  налоговая  инспекция,  интеллектуальное  казино,  спортклуб,  школа  галактической  подготовки,  звездный  патруль,  служба  спасения,  статистическая  служба.  Возглавляют  работу  служб  старшеклассники,  которые  определились  со  своим  выбором  и  готовы  выполнять  определенный  круг обязанностей.  Под  их  началом  работают  учащиеся  5-8  классов  по  рекомендации  классов-планет  или  по  собственному  желанию.

       Анализируя  работу  школьного  самоуправления  с  позиции  модернизации  образования,  пришли  к  выводу,  что  оно  способствует  формированию  таких  компетенций  как:  готовность  к  выбору,  умение  выбирать,  умение  видеть  проблему  и  находить  пути  возможного  ее  решения, навыки  работы  в  группе,  готовность  брать  на  себя  ответственность  за  конкретное  дело,  навыки  конструктивного  общения.

       За  каждым  из  ребят  в  совете  остается  возможность  свободного  самоопределения, т. е.  они  примеряют  на  себя  направление  работы,  положение  в  службе,  круг обязанностей,  разные  социальные  роли.  Ведущим  в  их  выборе  становится  содержание  деятельности,  а  из  ощущений – удовольствие  от  самой  возможности  сделать  выбор.  При  наличии  в  школе  ситуаций  выбора  у  детей  резко повышается  рефлексия  по  поводу  жизни  школы  вообще,  их  личного  места  и   роли  в  этой  жизни,  критичность  и  самостоятельность  оценок  и  действий.  В  процессе  работы  представители  школьного  самоуправления  приобретают  навыки  видения  проблем,  учатся   находить  пути  их  решения,  работая  в  группе. В  режиме  самоуправления  взаимодействует  коллектив  людей,  совместно  определяющих  цель,  объект,  предмет  своей  деятельности,  договаривающихся  о  средствах  и  способах  ее  реализации.  В  процессе  такой  совместной  деятельности  возникают  особого  рода  отношения,  которые  придают  их  взаимодействию  характер  сотрудничества,  совместного    бытия  в  пространстве  деятельности  и  общения. Как  показывает  опыт, 

со-бытие  людей  в  общности  развивает  их  как  самобытных  личностей,  творческих  индивидуальностей.

       В  службы  Галактического  совета  приходят  ребята  с  задатками  лидеров и  его  главная  задача,  на  наш  взгляд,  воспитание  лидера  во  благо.  Проблема  воспитания  лидера  сейчас  очень актуальна;  без  воспитания  этой  позиции  невозможно  существование  «лидера  страны».  В основе воспитания  лидера  лежит  проблема  воспитания  успехом. И мы  стараемся  каждому  представителю  самоуправления  помочь  найти  свое  место,  испытать  успешность, с   учетом  индивидуальных  возможностей  и  желаний  ребенка  с  целью   подготовки  его  к  жизни  в  меняющемся  обществе,  чему  в  немалой  степени  способствуют  курс  делового этикета  и  занятия  с  психологами—валеологами  «Побуждающее  будущее»,  организованные  для  актива  школьников.

      Галактический совет  и  его  службы – это  не  вся  школа.  А что  же остальные?  Каждый  класс  в  школьном  сообществе  это  планета.  Жители  каждой  планеты  имеют  право на  выбор  программы  своего  развития  и  на   активное  участие в жизни  галактики.  На  планетах  существует  свое  соуправление,   свои  службы.  И  каждый  житель планеты  бывает  вовлечен  в  активную  деятельность, т. е.  имеет  возможность  примерить  на  себя роли  организатора  и  организуемого.  Ролевая  деятельность  в  структуре  соуправления  класса,  школы  является  способом  развития  и формирования  лидерских  умений,  готовности  к  самостоятельным действиям  и  взаимодействию  учащихся,  их  умению  воздействовать  друг  на  друга,  убеждать  и  заражать  полезным  делом.  Зеркалом  личности  ученика  становится  не  столько   успех  в  учебе,  сколько  вся  совокупность  ее  практической  деятельности. Воздействие  на  ученика  происходит  в  ходе  активного включения  в  жизнь  коллектива  и преобразования  окружающей  действительности.  Изменяя  эту  действительность,  ученик  изменяет себя,  совершенствует  общественное  сознание  и   свое  поведение. Мы  считаем,  что  учащийся,  вовлеченный  таким  образом  общения  в  процесс  взаимоотношений,   сможет войти  во  взрослую  жизнь  коммуникабельным  человеком, умеющим  правильно  построить  взаимоотношения  с сотрудниками  и  руководителями  в  своей  будущей  трудовой  деятельности.

      Не  утрачивает  своей  актуальности  школьное  соуправление  и  в рамках  профилизации  старшей  школы. Наша  школа участвовала   в

федеральном   эксперименте по  профильному  обучению  в  старшей школе.  Оказалось, что   ребята,  прошедшие  школу  соуправления,  легче справились  с  проблемой  выбора  дальнейшей  траектории  своего   развития,  не  испытывали  трудностей  в  общении  на  разных  уровнях,  умеют  ставить  перед  собой  цели  и  выстраивать  пути  их  реализации,  способны  рационально  организовать  свое  время, обладают  достаточным  уровнем  самостоятельности,    что  собственно  и  предполагает  в  учащихся  профильное образование.

      Таким  образом, школьное  соуправление  это  не  специальная   деятельность  «по  управлению»,  но  режим  протекания  совместной  и  самостоятельной  деятельности  школьников,  обеспечивающий  необходимую  динамику  демократических,  со-бытийных  отношений  в  детской  среде;  задающий  реальные  возможности  гражданского  и  личностного  самоопределения  подростков  и  юношей.




 МОУ Бабкинская средняя общеобразовательная школа
Администратор сайта [e-mail]
Последнее обновление: 18.06.2012.

Хостинг от uCoz