Школьное самоуправление в
условиях педагогического эксперимента.
Как утверждали еще древние, «
делами обусловлен мир, они -- что ось для колеса». В
фундаментальных идеях на протяжении всей истории педагогики,
как зарубежной, так и отечественной, красной нитью проходит
мысль о том, что воспитания в чистом виде не существует,
что воспитание есть организация деятельности. Деятельность,
как известно,--фактор развития человека, как в филогенезе,
так и в онтогенезе. Именно разнообразные виды деятельности,
вовлекающие в свою сферу различные органы человеческого
организма, разные стороны личности позволяют развивать все
качества и свойства личности. Деятельность человека (ребенка,
подростка, юноши) не бывает и не может быть нейтральной. В
ней человек либо развивается, либо деградирует в своем
развитии; включается, либо не включается в активный процесс
самопознания и самовоспитания; формирует ценностное отношение
к окружающей жизни и тем определяет свою будущую жизненную
позицию.
Соуправление — один из основных
принципов деятельности ученического коллектива; один из
режимов протекания совместной деятельности людей, наряду с
руководством и управлением. В эпоху
октябрятско-пионерско-комсомольской жизни наличие в школе так
называемых органов ученического самоуправления не обсуждалось
и не вызывало никаких споров. Когда начавшаяся перестройка
всего и всех вторглась в детско-юношескую жизнь, ученическое
самоуправление как-то враз «скончалось» вместе с пионерской и
комсомольской организациями. Не обошло это и нашу школу.
В последние годы о нем снова
вспомнили и заговорили во весь голос. И неслучайно:
стратегические устремления школы, направленные на формирование
человека, умеющего строить достойную жизнь в достойном
обществе, потребовали воспитания и развития у учащихся таких
качеств, как: творческая инициатива, умение ставить цели и
достигать их, самостоятельность в решении личных и
общественных проблем, ответственность за себя и за других. И
тут на первый план в воспитании этих качеств снова
выходит ученическое соуправление. В школах опять появились
учкомы, старостаты, различные советы. Появились и новые
формы самоуправления: референдумы, парламенты, думы …
В нашей школе десять лет существует
ученическое сообщество «Школьная галактика», созданная по
инициативе школьников. Основателями ее были выпускники,
получившие на сегодняшний день высшее образование и успешно
влившиеся в современную жизнь. Цель, которую ставили перед
собой ребята, быть не только активными участниками школьной
деятельности, но и ее инициаторами и организаторами. Главным
органом соуправления является общее собрание. Координирующим
органом соуправления «Школьной галактики» является
Галактический совет. Возглавляет работу совета президент
«Школьной галактики», который выявляется в ходе
демократических выборов ( с соблюдением всей процедуры ). В
состав Галактического совета входят руководители служб:
культурный центр, банк, пресс-центр, биржа труда, служба
образования и науки, экологическая служба, налоговая
инспекция, интеллектуальное казино, спортклуб, школа
галактической подготовки, звездный патруль, служба спасения,
статистическая служба. Возглавляют работу служб
старшеклассники, которые определились со своим выбором и
готовы выполнять определенный круг обязанностей. Под их
началом работают учащиеся 5-8 классов по рекомендации
классов-планет или по собственному желанию.
Анализируя работу школьного
самоуправления с позиции модернизации образования, пришли к
выводу, что оно способствует формированию таких компетенций
как: готовность к выбору, умение выбирать, умение видеть
проблему и находить пути возможного ее решения, навыки
работы в группе, готовность брать на себя ответственность
за конкретное дело, навыки конструктивного общения.
За каждым из ребят
в совете остается возможность свободного самоопределения, т.
е. они примеряют на себя направление работы, положение в
службе, круг обязанностей, разные социальные роли. Ведущим в
их выборе становится содержание деятельности, а из ощущений –
удовольствие от самой возможности сделать выбор. При наличии
в школе ситуаций выбора у детей резко повышается рефлексия
по поводу жизни школы вообще, их личного места и роли в
этой жизни, критичность и самостоятельность оценок и
действий. В процессе работы представители школьного
самоуправления приобретают навыки видения проблем, учатся
находить пути их решения, работая в группе. В режиме
самоуправления взаимодействует коллектив людей, совместно
определяющих цель, объект, предмет своей деятельности,
договаривающихся о средствах и способах ее реализации. В
процессе такой совместной деятельности возникают особого рода
отношения, которые придают их взаимодействию характер
сотрудничества, совместного бытия в пространстве
деятельности и общения. Как показывает опыт,
со-бытие людей в общности развивает их как
самобытных личностей, творческих индивидуальностей.
В службы Галактического совета
приходят ребята с задатками лидеров и его главная задача,
на наш взгляд, воспитание лидера во благо. Проблема
воспитания лидера сейчас очень актуальна; без воспитания этой
позиции невозможно существование «лидера страны». В основе
воспитания лидера лежит проблема воспитания успехом. И мы
стараемся каждому представителю самоуправления помочь найти
свое место, испытать успешность, с учетом индивидуальных
возможностей и желаний ребенка с целью подготовки его к
жизни в меняющемся обществе, чему в немалой степени
способствуют курс делового этикета и занятия с психологами—валеологами
«Побуждающее будущее», организованные для актива школьников.
Галактический совет и его службы – это
не вся школа. А что же остальные? Каждый класс в школьном
сообществе это планета. Жители каждой планеты имеют право на
выбор программы своего развития и на активное участие в
жизни галактики. На планетах существует свое соуправление,
свои службы. И каждый житель планеты бывает вовлечен в
активную деятельность, т. е. имеет возможность примерить на
себя роли организатора и организуемого. Ролевая деятельность
в структуре соуправления класса, школы является способом
развития и формирования лидерских умений, готовности к
самостоятельным действиям и взаимодействию учащихся, их умению
воздействовать друг на друга, убеждать и заражать полезным
делом. Зеркалом личности ученика становится не столько
успех в учебе, сколько вся совокупность ее практической
деятельности. Воздействие на ученика происходит в ходе
активного включения в жизнь коллектива и преобразования
окружающей действительности. Изменяя эту действительность,
ученик изменяет себя, совершенствует общественное сознание и
свое поведение. Мы считаем, что учащийся, вовлеченный таким
образом общения в процесс взаимоотношений, сможет войти во
взрослую жизнь коммуникабельным человеком, умеющим правильно
построить взаимоотношения с сотрудниками и руководителями в
своей будущей трудовой деятельности.
Не утрачивает своей актуальности
школьное соуправление и в рамках профилизации старшей школы.
Наша школа участвовала в
федеральном эксперименте по профильному
обучению в старшей школе. Оказалось, что ребята, прошедшие
школу соуправления, легче справились с проблемой выбора
дальнейшей траектории своего развития, не испытывали
трудностей в общении на разных уровнях, умеют ставить перед
собой цели и выстраивать пути их реализации, способны
рационально организовать свое время, обладают достаточным
уровнем самостоятельности, что собственно и предполагает в
учащихся профильное образование.
Таким образом, школьное соуправление
это не специальная деятельность «по управлению», но режим
протекания совместной и самостоятельной деятельности
школьников, обеспечивающий необходимую динамику
демократических, со-бытийных отношений в детской среде;
задающий реальные возможности гражданского и личностного
самоопределения подростков и юношей.