| |
Анализ результатов психологического сопровождения
опытно-экспериментальной работы в старшей школе.
( сентябрь, 2004г)
Психологом представлен анализ результатов работы по психологическому
сопровождению учащихся старшей школы за два года обучения в профильных классах
Выбор профиля обучения у большинства десятиклассников нашей школы носил
спонтанный, случайный и противоречивый характер. Среди причин такого выбора
можно выделить:
• новизна ситуации (впервые наши дети были поставлены в ситуацию выбора профиля
обучения)
• работа по профессиональному самоопределению учащихся носила эпизодический,
несистемный характер;
• у школьников не сформировались необходимые умения выбора профессии,
планирования профессиональной карьеры и жизненного пути например, часть
учащихся-выбрали профиль не потому, что им нравится тот или иной предмет, а
просто не хотели -менять свой классный коллектив и классного руководителя, к
которым они привыкли за годы учебы..
• существует разобщенность во взаимосвязи школы, семьи и общественности, а также
во взаимодействии всех субъектов: ученика, родителей, учителей -предметников,
классных руководителей, психолога, библиотекаря и администрации по вопросам
профессионального самоопределения школьников. По данным социологического опроса
бывших десятиклассников нашей школы, которые намерены продолжить обучение в 10-м
классе, наиболее часто указывают следующие факторы выбора профиля обучения:
1. предметы профиля необходимы для поступления в высшие и средние учебные
заведения ( 80%);
2. желание углубленно изучать профильные предметы (40%);
3. советы родителей и других родственников (более 30%);
Основным мотивом выбора учащимися профиля обучения являются их профессиональные
намерения, этот выбор не подкреплен знанием своих учебно-познавательных
способностей, индивидуальных особенностей и рекомендациями взрослых.
Когда бывшие выпускники 11-х классов . пришли обучаться в десятый класс, то
более 40% не определились в какое учебное заведение будут поступать после
окончания школы. На всех этапах диагностики учащиеся утверждали, что учатся не в
полную силу. Но, несмотря на все сложности, с которыми пришлось столкнуться всем
участникам учебного процесса, 77% отметили, что у них хороший эмоциональный
настрой в школе. 80% полагают, что могут свободно высказать свое мнение, что
учителя работающие в профиле дали очень много углубленных знаний по предмету.
Например, учащиеся, которые учились в географическом профиле на начало обучения
хотели поступать в вуз-17%,а на конец 11-го кл.-84%.
На протяжении 2-х лет -эксперимента психологом велась работа по изучению
удовлетворенности работой учебного заведения как педагогов, так и родителей.
-60% педагогов работающих в эксперименте были удовлетворены организацией труда
(учебная нагрузка, расписание уроков.),-70%педагогов считали, что есть
возможность проявления и реализации своих профессиональных и личностных
качеств;-70% комфортно чувствовали себя в среде учащихся, испытывали чувство
взаимопонимания,-30% удовлетворены оборудованием и условиями работы в кабинете.
Если говорить о родительском мнении, то считаю, что они адекватно оценили работу
учебного заведения:
-80% родителей считают, что школа помогает ребенку правильно общаться со
сверстниками;
-55% согласны с тем , что школа учитывает индивидуальные особенности учащихся;
-70% считают, что школа создает условия для проявления и развития
способностей.
|