РОЛЬ ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЫ

ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

 

         В нашей школе с 1992 года начались занятия в воскресной школе. Это было связано с тем, что уровень подготовки детей к школе снизился из-за сокращения детских садов в поселке. Дети не получают той подготовки, которую они имели по окончании детского сада.

         За основу подготовки была взята программа Морозовой Елены Юрьевны, преподавателя Санкт – Петербургского педагогического института. Чтобы более качественно  организовать работу по развитию личности каждого ученика, перед занятиями (в сентябре) проводили тестирование шестилеток. Из бесед с детьми узнаем, каков уровень развития каждого будущего ученика. Исходя из этого,  делили детей на группы по 10-12 человек.

         В первую группу попадают более подготовленные дети, во 2 группу – дети с пониженным уровнем развития. С такими детьми родители дома мало занимаются или вообще не занимаются, и чаще всего эти дети не посещают детский сад.

         Обучение по методике Морозовой Е.Ю. предусматривает следующее:

-         обучение чтению по оригинальной методике;

-         обучение счету, решению логических задач;

-         развитие речи;

-         развитие моторики руки, письмо графических диктантов;

-         ТРИЗ – (теория решения изобретательных задач);

-         Тренинг сенсорных систем;

-         Театрально – игровой тренинг;

В данной методике ведущая деятельность – игровая. Занятия носят яркий, запоминающийся характер.

Занятия – уроки проводим с детьми один раз в неделю, по субботам, начиная с октября. Занятия длятся 1,5 часа, проходят по беспредметному принципу с малой группой, по 6 – 12 человек. Учитель имеет достаточно наглядных средств (картины, таблицы, карточки). Кроме этого много наглядности приходится делать педагогу самому. Дидактические средства обучения предоставляются каждому ребенку.

Постоянно заботимся о двигательных способностях детей: это могут быть подвижные игры, физкультминутки, какие-то театрально – игровые моменты, так как дети не должны уставать.

Занятия ведем в высоком темпе (быстро переходим от одного вида деятельности к другому). За каждый правильный ответ ребенок получает карточку. Учитель словно проживает с детьми весь урок.

На чтение уходит на занятиях до 5 до 25 % времени. На первом же занятии работаем с гласной «А» и десятью согласными. Ребенок должен усвоить понятие «буква», «слог», «слово».

Автором разработан букварь так, что сразу по этой методике учим детей читать. В букваре можно раскрашивать, по нему мы читаем, составляем предложения, рассказы. Таким образом, развиваем, обогащаем и расширяем словарный запас детей. Одновременно с обучением чтению идет развитие мелкой моторики руки, так как дети обводят буквы, рисуют, раскрашивают, штрихуют.

На занятиях по математике даем все цифры сразу. Постепенно, через игру, дети их запоминают. А если кто-то забывает букву или цифру, то вопрос «Кто поможет?» дает ответ ребенку.

Проводя занятия в воскресной школе, мы выслушиваем все правильные и неправильные ответы каждого ребенка, анализируем и приходим к верному решению.

На занятиях звучат стихи детских поэтов, показываем книги, рассказываем и инсценируем русские народные сказки, учимся говорить скороговорки. Работа с загадками построена нетрадиционно. Ребенок не просто называет отгадку, а задает вопросы учителю по данной загадке, выслушивает вопросы товарищей и постепенно приходит к правильному ответу.

К концу обучения в воскресной школе дети свободно высказывают свое мнение. Этот навык необходим на занятиях в школе.

Большое значение для развития личности ребенка имеет развитие логического мышления. Даем задания на сравнение, классификацию, обобщение, выявление закономерностей, преобразование фигур. Не все дети сразу справляются, некоторым очень трудно, но постоянно все начинают отвечать.

Для занятий в воскресной школе отводится 28-29 субботних дней. Заканчиваем обучение в апреле. Одновременно с нами ведут наблюдения за развитием детей логопед и психолог школы. В последние годы включены в занятия воскресной школы уроки изобразительного искусства и музыки.

К концу обучения большинство знают буквы, читают по слогам; умеют считать до десяти в прямом и обратном порядке, могут сравнивать числа в пределах десяти, печатать буквы, цифры; могут сравнивать группу предметов и выявить закономерности, могут классифицировать и обобщать.

У детей развивается память, мышление, мягкая моторика руки.

Все заняти в воскресной школе готовят детей для обучения в первом классе. Учащиеся знакомятся с требованиями учителя, учатся вести себя в коллективе.

Происходит безболезненный переход для обучения в массовой школе. Период адаптации в 1 классе проходит быстрее.

Все с чем знакомятся дети в воскресной школе, в первом классе углубляется, дополняется, расширяется.

 

Учитель начальных классов

Муниципального общеобразовательного учреждения

БАБКИНСКАЯ средняя общеобразовательная ШКОЛА

сельского поселка Кукуштан Пермского района Пермского края
высшей квалификационной категории

Галина Кузьминична Казанцева

 

 




 МОУ Бабкинская средняя общеобразовательная школа
Администратор сайта [e-mail]
Последнее обновление: 18.06.2012.

Хостинг от uCoz