Психологическое сопровождение профессиональной ориентации
 выпускников 9-х, 11-х классов.

Описание ситуации

Сегодня определены  основные требования к общеобразовательной школе:

-развитие индивидуальных способностей учащихся;

-расширение дифференцированного обучения в соответствии с их запросами и склонностями;

-развитие сети специализированных школ и классов с углубленным изучением различных предметов;

-обеспечение соответствующего уровня среднего образования требованиям научно-технического образования.

Реализация указанных требований к современной школе привела к выделению ряда направлений, способствующих решению практических вопросов профессионального самоопределения подрастающего поколения:

А) Система профориентации, вооружающая школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий.

Б) Психологическое сопровождение профессиональной ориентации обучающихся:

-умение объективно оценивать свои индивидуальные особенности;

-диагностические методики изучения личности;

-определение путей и условий эффективного управления  профессиональным самоопределением школьников.

В) Общественно значимые мотивы выбора профессии.

Г) Формирование элементов духовной культуры в процессе подготовки учащихся к сознательному выбору профессии.

Состояние и степень разработанности проблемы. 

Объективная оценка ситуации на основе диагностики обучающихся 9, 11х классов позволила сформулировать проблему, суть которой состояла в следующем: отсутствие у учащихся механизма профессионального самоопределения.

Были выявлены типичные ошибки при выборе обучающимися профессии:

                Таблица № 1

Незнание мира профессий

Незнание себя

Незнание правил выбора профессий

-Смутные преставления о количестве и названиях существующих профессиях;

-незнание отличительных черт конкретных специальностей;

-непонимание процессов появления новых и отмирания старых профессий.

-Необъективная оценка своих способностей (завышение или занижение);

-незнание своих сильных и слабых психофизиологических функций;

-незнание своего здоровья и требований, предъявляемых к нему конкретными профессиями;

-неумение соотносить свои способности с требованиями профессии.

-Отождествление учебного предмета с профессией;

-перенос отношения к человеку на профессию;

-выбор профессии «за компанию»;

-неумение определить пути получения профессии;

-отсутствие знаний целеполагания своего профессионального пути;

-незнание конкретной стоимости профессионального обучения.

 

Цель психологического  сопровождения профессионального самоопределения обучающихся:

-активизация самопознания человека своих собственных возможностей, способствующих успешному сознательному выбору профессионального пути и  повышение уровня осознания своей готовности к различным видам профессионального пути.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) расширение представления у обучающихся о конкретных знаниях мира профессий, самого себя, правил выбора профессий;

2) формирование у обучающихся умений и навыков в определении своих сильных и слабых психофизиологических функций;

3) освоение процесса целеполагания своего профессионального пути;

4) определение структуры и динамики современного рынка труда.

Содержание деятельности

               Программа психологического сопровождения профессиональной ориентации школьников  состоит из 16 занятий, на которых обучающиеся получают конкретные знания о мире профессий, знакомятся, с правилами выбора профессий осваивают процесс целепологания своего профессионального пути.

Алгоритм психологического сопровождения заключается в следующем:

«КТО Я?»       -->          «МИР ПРОФЕССИЙ»

Что я «МОГУ, ХОЧУ, НАДО», готов -->

Формирование «ЦЕЛЕПОЛОГАНИЯ» --> 

«РЕЗЮМЕ»       -->       «КАРТА ИНТЕРЕСОВ», выбор профессии --> 

составление «ДНЕВНИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ» --> 

Процесс самопознания начинается с изучения своего собственного «Я», что позволяет ученикам понять себя, всесторонне и объективно оценить личные запросы и потребности, определить те недостающие качества, для того, чтобы добиться успеха. Именно процесс самооткрытия, самопостижения и самопознания пронизывает всю сознательную жизнь человека. Выпускникам предлагается проективный метод исследования личности – тест «Кто я?» (разработчики М. Кун, Т. Макпартленд), который характеризует общую картину социально-психологического статуса личности и «Я – концепция». Ученик, отвечая на вопрос «Кто я?» сравнивают себя с другими людьми (родителями, друзьями, знакомыми). Это сопоставление позволяет увидеть все многообразие характеров, взглядов, проявлений чувств, интересов и др. особенностей людей, помогает выделить то особенное, что отличает одного человека от другого.

Недостатки знаний о себе, обедненность «Я – концепции» затрудняют профессиональный выбор, делают его недостаточно обоснованным, случайным в силу того, что затормаживают процесс соотнесения себя с миром и будущей профессиональной деятельностью.

Обучаемым было предложено прописать те действия, которые у них получаются лучше всего («Могу» - по активизирующей профориентационной методике Н. Прештикова «Будь готов!»).

Далее учащимся было предложно найти свой личный оптимальный вариант в ситуации профессионального выбора – когда интересы и склонность согласованы между собой и дополняют друг друга по их предметной соотнесенности, по силе, по длительности («ХОЧУ!»).

Следующим этапом – «НАДО!»

На нем формируется отношение к рынку труда как к рынку купли-продажи рабочей силы, причем добровольного труда, отвечающего в профессиональном и личностном плане довольно жестким требованиям.

Обучающимся предложено сформулировать свое личное «Резюме» с учетом сформировавшейся практики их сегодняшних дел с использованием как личных встреч с работодателем, так СМИ и электронных средств. Кроме этого, с целью освоения методов профессиональной деятельности (профессиональная консультация и профессиональный отбор) проводился дифференциально - диагностический опросник (ДДО А. Климов).

При достаточно идентичной в различных образовательных учреждениях структуре значимых факторов определяющие отношение к профессии, достаточно остро стоят вопросы - станет или не станет профессиональная деятельность творческой? Это во многом зависит от самой личности, её отношение к профессии. Ожидание творческих элементов в процессе, стимулирование потребности к профессиональному росту есть необходимое звено профессионального обучения. Для этого отрабатывался опросник А.А. Реал (по модификации И.В. Кузьминой). Наряду с предыдущими результатами все эти данные позволяют по-новому взглянуть на себя, познать и оценить свои возможности, выявить свои индивидуальные особенности и внутренние  ресурсы, разницу между объективной и субъективной оценкой, что в свою очередь, поможет наметить программу самоподготовки к будущей профессиональной карьере и успешно её осуществить.

(Тест Т.Г. и А.Л. Панченко)

(Тест ЕРI Г. Айзенко)

Психологическое сопровождение профессиональной ориентации обучающихся отрабатывается с помощью игровых профориентационных методик в непринужденной, доброжелательной и естественной атмосфере. Используются основные принципы для всех игр:

- высокая динамика («Как на одном дыхании»);

- акцент на положительное интересное;

- принцип добровольности;

- разовость проигрывания ситуации;

- большая самостоятельность играющих;

- отсутствие обстоятельного итога;

- обращение по заявленным ласковым именам и т.п.

Реализация содержания психологического сопровождения психологического самоопределения обучающихся осуществляется через разнообразные формы с использованием нетрадиционных приемов и средств: игровые профориентационные упражнения, сюжетно-ролевые игры, тренинги, психологические спектакли, релаксация с помощью приемов саморегуляции.

Полученные результаты:

Продукт деятельности школьников – конкретный выбор профессии, в котором реализуются их знания, умения, познавательные возможности на фоне формирования общественно-полезного, нравственного, физически и духовно здорового человека.

Главные результаты психологического сопровождения профориентации обучающихся:

-выпускникам школы необходимо успешно и осознанно сделать три выбора:

1)      выбор самого себя;

2)      выбор своего жизненного пути;

3)      выбор спутника жизни.

-усвоить постулаты личной успешности:

1) бесталанных нет, а есть занятие не своим делом;

2) качество жизни определяется качеством и режимом труда, отдыха и человеческих отношений;

3) искать то, что у вас получается лучше, чем у других.

Анализ результатов тестов, психологических игр, индивидуальных бесед позволяет сделать выводы:

1)      Мотивация к различным видам профессионального труда в большой мере имеется у 64% учащихся, в средней мере у 27%, в незначительной мере у 9%.

2)      Самооценка неадекватная у 42%

3)      Выпусники хорошо умеют выполнять работу связанную в первую очередь с компьютером, много запоминать по ходу работы, часто разъезжать, испытывать длительные физические нагрузки, уметь не принимать все близко к сердцу.

4)      В карте интересов преобладают: человеческий фактор, искусство, природа, техника.

5)      В личностных интересах доминируют школа, отношение к матери, друзья, страхи. Отрицательное отношение к отцу, другим семьям, к будущему, к себе(нереализованные возможности).

6)      В жизненных целях преобладают профессии менеджер, актер, сфера обслуживания, врач, учитель, юрист, программист.

7)      Имеется повышенная тревожность, агрессия.

Заключение.

Трехлетний опыт работы позволяет утверждать, что неотъемлемой частью предпрофильной подготовки и профильного обучения является обеспечение психологического сопровождения, особое место в котором занимает прикладная психология. По окончании курса мы наблюдали у выпускников повышение уровня осознания своей готовности к различным видам профессионального труда:

• сократилось количество выпускников, сделавших профессиональный выбор случайно;

• повысилась личностная самооценка, мотивация к успешной деятельности, стрессоустойчивость;

• наблюдается снижение агрессивности;

• улучшилось психоэмоциональное самочувствие, приобретены навыки поведения в конфликтных ситуациях, что привело к улучшению взаимопонимания взрослого и подростка.

Результаты опыта могут быть тиражированы для заинтересованных лиц и обеспечены практическим сопровождением.




 МОУ Бабкинская средняя общеобразовательная школа
Администратор сайта [e-mail]
Последнее обновление: 18.06.2012.

Хостинг от uCoz