Проблемные ситуации на уроках окружающего мира. 

В настоящее время отмечается усиление внимания к проблеме совершенствования организации и содержания развивающего обучения.

Основной путь развивающего обучения – включение учащихся в творческую деятельность, становление младшего школьника как субъекта учения.

Цель и назначение проблемного обучения – преодолеть элементы механического усвоения знаний в обучении, активизировать мыслительную деятельность учащихся и ознакомить их с методами научного исследования. Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиски выхода из состояния затруднения, которые испытывает ученик в момент столкновения с чем-то, что вызывает вопрос, служит проблемная ситуация. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос). Каждая учебная проблема подразумевает противоречие. Именно противоречие между познавательными и практическими задачами, которые выдвигаются самим ходом обучения, и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся, уровнем их умственного развития служит движущей силой обучения. Следовательно, если учитель вводит в учебный процесс учебные проблемы, то управление процессом усвоения есть управление процессом выхода из проблемной ситуации, а точнее процессом самостоятельного решения проблемы учениками.

Контрольные срезы знаний учащихся после обучения их с использованием учебных проблем показал высокий уровень усвоения знаний.

Кроме того, учебные проблемы оказывают положительное воздействие на эмоциональную сферу ребят. С сияющими глазами они делятся радостью, что «чувствуют себя умными учеными», «нравится спорить». Учебные проблемы создают благоприятные условия для развития коммуникативных способностей детей, развития индивидуальности творческого мышления.

Рекомендации по использованию учебных проблем

на уроках в качестве средства создания проблемных ситуаций.

1.     При построении проблемных уроков необходимо соблюдать дидактические принципы: научность и доступность, систематичность и последовательность, сознательность и активность учащихся при разрешении учебной проблемы.

2.     Планируя уроки, учитель выбирает наиболее эффективное место учебных проблем в процессе обучения.

3.     Учебная проблема должна заинтересовать учащихся в учебном материале своей необычностью, красочностью и эмоциональностью.

4.     На уроке учитель должен быть внимательным к эмоциональному состоянию ученика при разрешении учебных проблем, вовремя выяснить причины затруднений в разрешении проблемной ситуации и оказывать своевременную помощь.

Литература.

Бругилинский А. В. Психология мышления и проблемные обучения. – М. 1983.

Кудрявцев Т.В. Некоторые психолого-дидактические вопросы проблемного обучения // Совет. педагогика, 1967 №8.

Лернер И. Я. Проблемное обучение. – М., 1974

Махмутов М. И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. – М., 1975.

 

Тема: «Живая и неживая природа».

Проблемные вопросы:

1.     Можно ли сказать, что живая и неживая природа и окружающий нас мир одно и тоже?

2.     Горшок с цветком – это объекты природы или предметы окружающего нас мира.

3.     Смогут ли существовать на Земле водоросли и кроты , если исчезнет солнце?

Проблемные задания:

1.     Докажи, что кактус, за которым не ухаживали 5 месяцев – живой организм.

2.     Перед тобой 2 пластмассовых стакана: с водой и землей; блюдце и вата, семена пшеницы, репчатый лук, морковь. Какие объекты живой природы можно соединить с объектами неживой природы, чтобы через 5-7 дней убедиться в том, что растение – живой организм? (После проверки заложить опыт).

Проблемные задачи:

1.     Когда старое дерево сгинет, образуется удобрение, а когда камень разрушится, образуется песок. Какой вывод можно сделать об объектах живой и неживой природы?

2.     Известно: почва, солнце, осадки – объекты неживой природы. Цветок, пчела, человек – объекты живой природы. Какие из указанных объектов зависят друг от друга?

 

Тема: «Части растений».

Проблемные вопросы:

1.     Почему низкорослую чернику называют кустарником, а высокий василек (цикорий) травой?

2.     Если у кустарника ежегодно срезать все стволики, кроме одного, станет ли оно деревом?

3.     Зачем нужно знать, из чего состоят растения?

4.     Может ли быть на одной веточке цветок и плод?

5.     Почему на лугу, где паслись козы, никогда не цвели цветы?

6.     Можно ли сказать, что люди, часами сидящие перед цветущими растениями, работают?

Проблемные задания:

1.     Сравни стебель и корень. Что общего и в чем различие?

2.     Рассмотри клубень картофеля. Найди части растений. Чем клубень отличается от свеклы?

Проблемные задачи:

1.     В корзине лежат редис, лук, яблоки и персик, смородина и малина. Верно ли, что это растения, а не овощи? Кто кроме биологов мог вырастить эти растения?

2.     Плод и цветок хвастались друг перед другом своими особенностями. Угадай какими? Чем не может похвастаться цветок перед плодом, а плод перед цветком? (Красотой, привлечением насекомых, пользой людям, птицам, зверям, запахом, нектаром, соком и т.д.).




 МОУ Бабкинская средняя общеобразовательная школа
Администратор сайта [e-mail]
Последнее обновление: 18.06.2012.

Хостинг от uCoz