ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Условием всестороннего развития и сохранения высокой работоспособности учащихся младшего школьного возраста является возможность выполнения от 6 тысяч до 48 тысяч движений ежесуточно. Чтобы удовлетворить двигательную потребность в процессе организации учебного процесса следует вводить гимнастику до начала занятий, физкультминутки на уроках, подвижные игры на переменах, ежедневные часовые занятия физическими упражнениями, уроки физической культуры, прогулки с играми.

Физические упражнения, и прежде всего, движение, являются одним из основных средств сохранения и укрепления здоровья, всестороннего физического развития детей. Они важны для развития всех систем организма: нервной, сердечно – сосудистой, дыхательной, скелетно – мышечной.

Снижение внимания на уроках появляется в двигательном беспокойстве детей. Однако, такое поведение физиологически оправдано, так как выполнение различных движений (руками, ногами, туловищем, головой) препятствует чрезмерному напряжению мышц и является одним из способов обеспечения саморегуляции организма. Различные движения детей руками, ногами, туловищем служат сигналом, что учащиеся утомлены.

Для предупреждения утомляемости во время учебного процесса необходим отдых (1,5-2 минуты). На каждом уроке провожу упражнения, они благоприятно влияют на восстановление умственной работоспособности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный тонус, снимают статистические нагрузки, предупреждая тем самым нарушение осанки.

Упражнения и игры для формирования правильной осанки.

1.     «Великан». Встать на цыпочки, поднять руки вверх и вытянуть туловище вверх. Вытягиваться все выше и выше, не сводя глаз с кончиков пальцев. Идти вперед.

2.     «Ворота». Стать друг к другу, касаясь спинами. Поднять вверх обруч. Маленькими шажками разойтись в противоположные стороны, не отрывая глаз от обруча, потянуться. Затем, такими же маленькими шажками вернуться в исходное положение и положить обруч на плечи. Голова при этом оказывается как бы в рамке обруча.

3.     Игра – состязание «С мешком на спине». Наклонить вперед, положить на спину мешочек с песком или горохом и развести руки в стороны. По сигналу идти вперед до обозначенной черты и возвратить назад. Победит тот, кто не даст мешочку упасть со спины.

Упражнения для укрепления «мышечного корсета» лучше выполнять с отягощениями: гантелями, набивными мячами.

Упражнения для мышц шеи.

1.     Наклоны головы вперед, назад, в стороны.

2.     Медленные повороты головы в стороны, руки над головой, кисти сцеплены.

Упражнения для плечевого пояса.

1.     Руки в стороны. Наклоняя голову назад, кисти повернуть вверх, предельно прогнуться в грудной части позвоночника; то же с поворотами головы вправо и влево (смотреть на кисти).

Упражнения для ног.

1.     Медленное приседание, руки за голову (вверх, в стороны); то же в сойке с сомкнутыми носками.

2.     Приседание, касаясь руками пяток.

Большое внимание уделяю рассаживанию учащихся. Рассаживая учащихся, принимаю во внимание их состояние здоровья, а именно: зрение, слух и склонность к простудным заболеваниям. Детей небольшого роста усаживаю ближе к доске, более рослых – сзади. В том случае, когда у высокорослого ученика имеются отклонения со стороны зрения (например, близорукость), то стараюсь этого ученика переместить ближе к доске. Но если зрение такого ученика корректируется очками, то его не пересаживаю вперед, но всегда стараюсь следить за тем, чтобы он очками пользовался. Один раз в семестр (после каникул) меняю местами учеников, не нарушая принципов правильной осанки. Такая смена мест, во-первых, исключает одностороннюю ориентацию головы и туловища относительно доски; во-вторых, создает более равномерные условия освещения.

Особое внимание уделяю работе со зрением, так как зрительная информация играет большую роль в развитии познавательной сферы и личности в целом. Чаще всего ухудшение зрения возникает у учащихся, начиная со второго года обучения в школе. И чтобы этого не произошло, необходимо регулярно выполнять элементы зрительной гимнастики.

На уроках использую такие приемы:

1.      Осторожно, без нажима, в течение 10-20 секунд массировать глазные яблоки, предварительно закрыв глаза.

2.      Быстро моргать, не напрягая веки 30-60 секунд закрыть глаза и рассмотреть их в течение 1 минуты. Такой отдых следует давать глазам при появлении усталости.

3.      Исходное положение – смотреть перед собой, глаза расслаблены. Свести глаза вверх и вниз, сосредоточить взгляд в точке между бровями. При появлении усталости вернуться в исходное положение.

4.      Не поворачивая головы, повернуть глаза как можно дальше влево.

5.      То же самое, но в правую сторону

6.      Поднимите глаза как можно выше, не поднимая головы, вернитесь в исходное положение. Опустите глаза как можно ниже.

7.      Сосредоточить взгляд на левом плече.

8.      То же самое со средоточением взгляда на правом плече.

9.      Посмотреть в левый верхний угол.

10.  Посмотрите в правый верхний угол.

11.  Исходное положение – взгляд направлен вперед. Затем поднимите глаза и сделайте круговые движения. Движения глаз должны быть плавными, без рывков. Голова все это время неподвижна.

12.  Нарисуйте глазами горизонтальную восьмерку. Повторите 7 раз.

13.  То же самое, но в другую сторону. 7 раз.

Выполняя эти упражнения, глаза поворачивайте в сторону как можно дальше. Помните о постоянной четкости изображения предметов во время движения и остановки глаз, добивайтесь этой четкости путем сосредоточения внимания.

При поворотах глаз взгляд быстро перемещайте с одного края поля зрения на противоположный с задержкой на несколько секунд в каждом положении:

-         вверх – вниз 7 раз;

-         влево – вправо 7 раз;

-         прямо – вверх –прямо- вниз 7 раз;

-         прямо – влево – прямо- вправо 7 раз;

-         смотреть по диагонали: левый верхний угол – правый верхний угол 7 раз;

-         левый нижний угол – правый верхний угол 7 раз;

-         дайте свободу фантазии: например, описывайте глазами полукруги, всевозможные геометрические фигуры, добиваясь при этом четкости изображения окружающих предметов;

-         моргните несколько раз, закройте глаза и с минуту отдохните;

Так как в развитии близорукости играет роль слабость глазных мышц, то необходимо на каждом уроке проводить тренировочные упражнения. Они значительно улучшают функциональное состояние и кровообращение глазных мышц. Таким образом, позволяют затормозить процесс развития близорукости.

Благодаря данным упражнениям в классе улучшилось зрение на 25 % , снизилась заболеваемость ОРВИ. Упражнения выполняются сидя за столом, стол около стола, если позволяет помещение, возможно различное построение (в круг, в шеренгу), главное, чтобы дети не мешали друг другу. |Каждое упражнение повторяется 4-6 раз. Упражнения, как правило, даются несложные.

Принимая во внимание, что первая естественная потребность организма при утомляемости – желание потянуться, глубоко подышать, выпрямить спину, развернуть плечи, в начале дается упражнение в потягивании, выполняемое в медленном темпе, с глубоким дыханием. Затем идут наклоны или повороты туловища в сочетании с движениями рук и ног. Подбираются упражнения с необходимой амплитудой движения, включающие в активную деятельность все основные мышечные группы и функциональные системы. Они должны содействовать улучшению осанки, деятельности сердечно – сосудистой и дыхательной систем, оказывать влияние на весь мышечный аппарат. 

 

Учитель начальных классов

Муниципального общеобразовательного учреждения

БАБКИНСКАЯ средняя общеобразовательная ШКОЛА

сельского поселка Кукуштан Пермского района Пермского края

первой квалификационной категории

Нина Григорьевна Тюргашкина




 МОУ Бабкинская средняя общеобразовательная школа
Администратор сайта [e-mail]
Последнее обновление: 18.06.2012.

Хостинг от uCoz